Владеешь информацией — владеешь ситуацией
Тема получения и распространения информации навеяна ситуацией, озвученной во вторник на ПДК по вопросам правовой и социальныой защиты населения относительно поездок льготников в общественном транспорте.
Оказалось, что о техническом сбое с проездными было известно заранее, но почему-то не были своевременно оповещены водители, кондукторы и сами пассажиры-льготники. Конечно, позже всех оповестили и всем всё объяснили, но сколько было высаженных из транспорта пассажиров (пожилых людей), сколько было нервотрепки и обид — совершенно ненужных. Подробнее об этой ситуации будет в отдельном материале.
На вчерашней встрече мы попытались разобраться, через какие источники различную информацию получаем и передаем, что наиболее эффективно, чему доверяем, где есть слабины. Обсуждений хватило на два с половиной часа.
Итак, классические СМИ. Газеты и журналы большей частью остались в прошлом. Какие-то издания ушли в интернет, какие-то просто закрылись. Тем, кто остался, не позавидуешь.
Во-первых, это высокие цены на печать. Был бы спрос на печатные издания — были бы продажи, больше было бы заказов в типографиях, дешевле было бы печатать издания. Типографии не делают скидок на тяжелое финансовое положение редакций печатных изданий. Нет денег на печать — нет газет и журналов в бумажном виде.
Во-вторых, читатель давно не готов платить за те же газеты. В трудные девяностые годы люди находили деньги на газеты и журналы — читали все и всё. Иногда даже очереди у киосков были в день выхода определенных изданий. Сейчас люди (из-за бесплатных газет и различных интернет-ресурсов) не покупают газет, у организаций, распространяющих издания через киоски, соответственно, нет продаж и доходов. Значит, закрываются киоски. Уже лет десять, если кто не в курсе.
Нет читателей — нет рекламодателей в СМИ — нет денег у редакций. Финиш.
НО! До сих пор есть люди, уверенные, что газеты всё-таки выходят. Например, во вторник мне было предложено разместить объявление о продаже объекта в газете объявлений о недвижимости. Сейчас, буквально во время написания текста, мне позвонила представитель одного из городских агентств недвижимости и спросила: «Сколько стоит разместиться в газете?» Я газету «Братская недвижимость» два с половиной года назад закрыла…
И вроде бы никто не делает тайны из закрытых газет и киосков, но почему люди так уверены, что газеты есть? Я спросила женщину, предложившую мне разместить объявление в газете: «Кто же сейчас газеты читает?» Ответ: «Бабушки!» И это очередной миф.
Пенсионеров в Братске примерно 80 тысяч, допустим, что из них 40 тысяч бабушек, и из них 30 тысяч — бабушек, читающих газеты. Если бы это было так, то газеты в Братске чувствовали бы себя вполне комфортно. Тиражи в 25-30 тысяч, которые покупают и читают, думаю, мечта многих редакций.
Наши бабушки такие же люди, как и все остальные. Читают. Но не газеты.
Есть еще подписка, как правило, бесплатная для читателей. Даже не буду запрашивать на почте, сколько человек пришли и подписались на газеты. Думаю, что тут цифры небольшие. А вот бесплатно получать газету — за счет градообразующих предприятий или городского бюджета — это пожалуйста.
Телевидение. Здесь дела обстоят намного лучше. Телевизоры есть у многих, возраст основных зрителей — от 30 до 50 лет. Смотрят всё, благо, что сейчас есть реальный выбор и не из 2-3 телеканалов. Пожелание от участников встречи (не кому-то конкретно, а в целом) — новости должны быть интересней. И без ошибок. Всё-таки информация идёт в массы.
К радио отношение больше как к развлечению. Слушатели есть, чаще это водители и пассажиры различного транспорта. И это уже хорошо.
Соцсети — это другой пласт информирования. С одной стороны, многие братчане зарегистрированы в различных соцсетях. Кто-то присутствует во всех широко известных сетях, кто-то принципиально не регистрируется. Но в любом случае, аудитория в соцсетях очень разная. Одно и то же сообщение в различных соцсетях воспринимается по-разному — от бурного восприятия до полного игнора. Только сообщения о котятах любят везде.
Интересно присутствие в соцсетях представителей различных учреждений и ведомств. Пример от одного участника встречи. На днях его потрясло сообщении о том, что у бывшего воспитанника детского дома старший преподаватель украл почти 1.600.000 рублей. Алексей сделал перепост этой новости в соцсетях, где он зарегистрирован, и уже через четыре часа он получил ответ от… представителя соцзащиты г. Москвы, причем во всех соцсетях, где он сделал перепост. Казалось бы, где Братск и где Москва? Но интернет сокращает расстояния.
При этом удивительно, как быстро, благодаря тем же соцсетями и мессенджерам разносятся… фейковые новости. Самое страшное, что большинство читателей этим новостям верит и продолжает распространять их дальше. Почему так? Как научить людей «выщелкивать» с ходу фейк и читать ленту соцсетей дальше?
Зачастую в такие новости закладывается достаточно негативная информация про конкретных людей. К предвыборной чернухе люди уже привыкли, научились отделять от фактов, и в последнее время чёрный предвыборный пиар практически не срабатывает. Заказные материалы иногда такие, что сам кандидат не знает, что делают политтехнологи.
Другой вопрос когда различная чернуха идет во вневыборное время, порой на людей, далёких от политики. Живет себе человек, работает, и тут бах! — его начинают разносить в пух и прах в какой-то заметке или посте в соцсетях.
Как на такое реагировать? А никак. Любая реакция или, не дай бог, ответ на такой фейк просто раззадоривает автора и подбивает написать что-либо еще. Попросту он начинает манипулировать человеком, мешать ему нормально жить. Не буду приводить примеры, их немало даже в нашем крошечном Братске.
Чего добиваются авторы таких фейков, которые не стесняются называть себя журналистами и блогерами? Славы? Внимания к собственной персоне? Ведь мы на встрече, по сути, уделили им время и свое внимание, обсуждая их проделки. Но дальше что? Забвение авторов и, возможно, суды. За фейк и недостоверную информацию сейчас можно привлечь к ответственности и взыскать с лже-информатора штраф.
Хотелось бы, чтобы со скоростью интернета распространялась совершенно другая информация. Например, сейчас в Иркутске начала работать отличная инициатива иркутянина Вадима Костенко «Поможем врачам вместе!».
Как и везде, осенью в областном центре стало больше заболевших простудными заболеваниями, много поступает жалоб на то, что заболевшим приходится долго ждать врачей, вызванных на дом. Проблема — нехватка машин. Предложение Вадима Костенко заключается в том, чтобы таксисты и другие водители на своих автомобилях помогли врачам быстрее добраться до больных. Люди откликнулись на призыв, отправленный в соцсетях, это помогает.
Кстати, подобная акция сейчас организуется и в Братске. Изучается опыт Иркутска, решаются организационные вопросы.
Есть еще одно доброе дело, которое хорошо было проанонсировано при открытии, а сейчас просто задыхается от недостатка информирования. Речь идёт о гуманитарном центре «Братская помощь» при Храме Всех Святых в земле Российской просиявших. Выиграли грант, сделали и открыли Центр, везде рассказали о задачах и целях центра «Братская помощь». Отлично. Люди откликнулись, понесли вещи, склад очень быстро заполнился.
Теперь проблема у центра — как передать вещи нуждающимся. Позарез нужны волонтеры, желательно с автомобилями, но об этих проблемах почему-то только в частных разговорах говорят. А по сути нужны хотя бы страницы в соцсетях о таком благом деле, а лучше сайт с актуальной информацией.
Конечно, не все хотят говорить о своих добрых делах. В каких-то ситуациях это и правильно. Но тут, считаю, вполне нормально будет, если благотворительный центр заявит о себе и попросит о помощи. Братчане откликнутся.
Ну, и по мелочи. Как ни странно, но многих раздражают родительские чаты в мессенджерах. Но всё равно в них состоят. А еще несколько слов было сказано про бумажные объявления, которые где только не клеят и не раскидывают. Как ни странно, но они работают.
И маленький эксперимент от участников прошедшей встречи. Уже известно, что на окраине Энергетика будет построен приют для бездомных животных. Кого назначат руководителем этого приюта? Будет ли он работать с волонтерами? Участники встречи имеют опыт работы с брошенными животными и готовы помогать еще непостроеном приюту. Через какие источники информации получится узнать ответы на свои вопросы? Посмотрим.