Кадры решают всё, если есть…

Кадры решают всё, если есть…

В понедельник я стала свидетелем честного разговора о самом главном. На заседании постоянной депутатской комиссии по вопросам правовой и социальной защиты населения разгорелась жаркая дискуссия о том, кто будет работать на предприятиях города завтра и как защитить тех, кто учится в школах сегодня. Заседание провел ее председатель Александр Зубков.

Главный вопрос детей — «Зачем?»

С развернутым докладом о системе профориентации в городе выступила заместитель мэра по социальным вопросам Марина Зубакова:

— Мы действительно сегодня рассматриваем одну из важных стратегических задач. Не только для развития социальной сферы, но и прежде всего, для развития экономики градообразующих предприятий. Сегодняшние дети они как никогда ориентированы на практико-мотивированные знания. Если раньше дети спрашивали «как?» и «почему?», то сегодня главный вопрос — «зачем?». Зачем учиться? Каким образом они смогут применить этот багаж знаний?

Она подробно рассказала о муниципальной модели «Мой выбор», которая стала логичным развитием концепции, разработанной ещё в начале 2020-х годов. Эта модель, по её словам, «бесшовно» встраивается в федеральный проект «Билет в будущее». Работа ведётся на трёх уровнях:

  • Продвинутый. 9 школ, где реализуются программы профессионального обучения прямо в стенах учебного заведения.
  • Основной. Большинство школ города.
  • Базовый. 3 школы, где основой является курс внеурочной деятельности «Россия — мои горизонты».

— В школах Братска активно ведется работа по разным направлениям, — подчеркнула Марина Зубакова. — Это и профильные классы (педагогические, медицинские, инженерно-технические), и профессиональное обучение, где можно получить профессии водителя, портного, столяра, слесаря по ремонту автомобилей и швеи.

Отдельно Марина Александровна остановилась на новых масштабных проектах — «Крылья Политеха» для авиа- и судостроения, и инженерные классы для большой химии. Для её реализации уже разработаны все договоры и комплексные планы с индустриальными партнерами.

— Для повышения эффективности необходимо усилить методическую поддержку педагогов и привлечь представителей малого и среднего бизнеса, — резюмировала она. — И как ключевой проект по популяризации профессий мы создаём Центр профессиональных компетенций «Кванториум» на проспекте Ленина, 34. Мы приглашаем наши градообразующие предприятия стать партнерами в этом проекте.

Взгляд с передовой: острые вопросы от директоров

Когда слово перешло к руководителям учебных заведений, теория столкнулась с суровой практикой. Андрей Колонтай, директор Братского индустриально-металлургического техникума, сразу обозначил главную боль:

— Складывается парадоксальная ситуация: все хотят, чтобы выпускники быстрее начали работать, а они заканчивают техникум по факту в 17,5 лет. На практике металлургия — вредное производство, и брать на работу можно только с 18 лет. И вот эти полгода до восемнадцатилетия… Брать их на предприятие — проблема общероссийская.

Он объяснил, что большой выпуск этого года — это следствие перехода на новые образовательные стандарты, сокращённые на один год по инициативе работодателей. Это, по его словам, «тема очень проблемная и болезненная». Тем не менее, набор этого года он назвал успешным: 8 бюджетных групп, 224 человека, был конкурс. Мотивация у абитуриентов растёт, о чём говорит и средний балл аттестатов.

— Наша задача сейчас — буквально в сентябре погрузить всех первокурсников в лаборатории, новые мастерские и буквально каждого провести на рабочее место на предприятии, чтобы они увидели, что их ожидает, — поделился планами Колонтай.

Директор Братского политехнического колледжа Алла Ишкова поддержала коллегу, но привела более конкретные цифры и обозначила самую острую кадровую проблему региона.

— Набор есть, 100%. Очень хороший конкурс, поступили с хорошими аттестатами. Средний балл — 3,8. Но главная наша общая проблема — это металлообработка. Станочников нет, — заявила она.

Она рассказала, что колледж пошел на беспрецедентный шаг — заключил сетевой договор с предприятием «Тимокс», чтобы 70% практики студенты проходили прямо в цехах. Это рискованный и сложный проект (логистика, безопасность, педагогическое сопровождение на производстве), но другого выхода нет.

— На нас сейчас — огромная ответственность. Это очень сложно, но это надо сделать, чтобы наш северный регион вернул эту подготовку, — сказала Алла Ишкова.

Безопасность школ: дорогая охрана и правовая неопределенность

Второй вопрос был посвящен готовности школ к новому учебному году. Цифры, озвученные Мариной Зубаковой, были тревожными: лишь два учреждения из 106 приняты без замечаний. Основные проблемы — обеспечение комплексной безопасности, включая физическую охрану.

Марина Александровна напомнила недолгую историю появления лицензированных охранников в школах Братска:

— Все вы знаете, что с 2023 года физическая охрана школ города осуществлялась — сначала силами Росгвардии, затем силами частного охранного предприятия ООО «Рубеж».

Однако с 1 января 2025 года цена на услуги охранного агентства взлетела до 605 рублей в час. Годовой счет за охрану всех школ города приблизился к астрономической сумме в 176 миллионов рублей, и эти расходы легли на муниципальный бюджет.

— На сегодняшний день охрана снята, — констатировала Марина Зубакова. — И не только потому, что это очень дорогостоящее мероприятие.

Ситуацию усугубляет правовая неопределенность. Из Министерства просвещения РФ приходят противоречивые ответы: один говорит, что это обязанность региона, другой — что и муниципалитет может принять на себя эти полномочия.

— Учитывая, что однозначного ответа нет, мы полагаем сегодня, что все-таки это полномочия государства — обеспечивать безопасность образовательного процесса, — резюмировала Марина Александровна.

При этом она подчеркнула, что тревожные кнопки вызова во всех школах остаются и находятся в рабочем состоянии. Сигналы с них дублируются на пульт ЧОП «Рубеж» и в МЧС.

Депутаты активно включились в дискуссию. Прозвучало предложение написать обращение в областное правительство и в Ассоциацию муниципальных образований, чтобы объединить усилия и добиться ясности в финансировании этого жизненно важного вопроса.

— В нынешней геополитической ситуации оставить школы без охраны? Я думаю, что обязательно здесь нужно обращение написать в область, — потребовал один из народных избранников.

Подводя итоги напряженного обсуждения, председатель комиссии Александр Зубков резюмировал:

— Вот и Ольга Владимировна, да и Алла Эдуардовна обозначили действительно глобальную задачу. Есть вот это движение навстречу друг другу, иначе никаким образом не решить тот кадровый голод, который сегодня есть у наших градообразующих предприятий. За этим будущее, потому что в отдельно взятом образовательном учреждении никогда ни одно правительство региона не создаст условий, актуальных для меняющихся производств.

Он поблагодарил докладчиков за подробный рассказ и отметил, что самое главное — это то, что учебные заведения не просто обучают, а показывают производство изнутри.

— Я думаю, что нам нужно будет продолжить работу как раз вот по формированию этих мостиков между школами, средним профессиональным образованием и нашими градообразующими предприятиями. Мы будем инициировать рабочие совещания для обмена опытом и масштабирования таких вещей, — пообещал Зубков, завершая заседание.

Будьте в курсе последних новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь и узнавайте о событиях в Братске первыми!

Поделиться в соцсетях или по почте:
Копирование невозможно!