В Братске ищут водителей

В Братске ищут водителей

Острая нехватка водителей общественного транспорта, долги областного министерства и суровые будни братских шоферов стали главными темами вчерашнего заседания постоянной депутатской комиссии по вопросам правовой и социальной защиты населения. Депутаты, чиновники и перевозчики искали пути решения системного кризиса, который уже отражается на каждом пассажире.

Заседание провел председатель комиссии Александр Зубков. Рассматривались два ключевых вопроса, но главные страсти разгорелись вокруг проблемы кадрового голода в транспортной отрасли.

Обновление соцподдержки

Первым пунктом повестки стало приведение местного законодательства в соответствие с федеральным. С докладом выступила начальник управления социальной политики администрации города Елена Яковенко.

— В связи с утратой силы приказа Минздравсоцразвития России от 2012 года и вступлением в силу с 1 сентября 2025 года нового приказа Минздрава, приведена в соответствие ссылка на действующий нормативный акт для фельдшеров и акушеров, — пояснила Елена Яковенко. — Также пункт 2 решения признан утратившим силу в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса.

Вопрос был принят депутатами практически без обсуждения и единогласно вынесен для окончательного принятия на ближайшее заседание думы.

Транспортный тупик: вакансии есть, водителей нет

Основной темой стала реализация мероприятий по привлечению водителей. С подробным докладом выступил председатель комитета промышленности и транспорта Руслан Елизарьев. Обрисованная им картина оказалась тревожной.

— Предприятиями города активно реализуется комплекс мер: участие в ярмарках вакансий, размещение рекламы в салонах транспорта и на остановках, программа «Приведи друга», работа с КУМИ по предоставлению служебного жилья, — перечислил Руслан Елизарьев. — Совместно с автошколами организовано бесплатное обучение на категорию «D» с компенсацией 100% стоимости. Но результат несоразмерен усилиям.

Цифры говорят сами за себя: в 2024 году в Братске на категорию «D» обучилось всего 10 человек, за I квартал 2025 года — лишь двое. При этом потребность только в муниципальных предприятиях — 42 водителя: 15 в Центральном автотранспортном предприятии (ЦАТП) и 27 в троллейбусном управлении при штате в 68 человек.

— Основной фактор — зарплата, — констатировал Руслан Елизарьев. — Все перевозчики признают, что это главный фактор найма и удержания. Но даже после повышения тарифа с марта 2025 года до 40 рублей все дополнительные поступления ушли не на зарплаты, а на покрытие растущих затрат: электроэнергия — +30%, коммунальные услуги — +15%, топливо — +13%, запчасти — +30%.

Отдельной болью стала задолженность Министерства транспорта Иркутской области перед братскими перевозчиками за льготные перевозки. На 31 августа она превысила 47 миллионов рублей, а с учетом сентября, по прогнозам, перевалит за 57 миллионов.

— Эти обстоятельства не позволяют в полной мере направить средства на повышение заработной платы водителям, хотя именно этот фактор является ключевым, — резюмировал докладчик.

Представители транспортных предприятий подтвердили: ситуация критическая.

— Вот у нас, если за этот год взять, из одной группы обучения из 7 человек осталось 4, — поделился руководитель учебного пункта троллейбусного управления Илья Семёнов. — И вот сейчас они подходят к концу стажировки, но один уже отказался. Одной из причин назвал условия труда, а именно отсутствие санитарных комнат и комнат отдыха на конечных остановках. Подъезжаешь, допустим, в районе ДОСААФа… И куда? На тебя смотрят девятиэтажки. И человек спрашивает: «А где тут у вас туалет?» А ему отвечают: «Вон за теми гаражами». Это, конечно, бьет по репутации предприятия.

На эту острую проблему отреагировал председатель комитета промышленности и транспорта Руслан Елизарьев. Он сообщил, что администрация уже включилась в процесс поиска решения.

— Мы рассматриваем возможность оборудования конечных остановочных пунктов нестационарными объектами — санитарными комнатами, комнатами отдыха, пунктами приема пищи, — заявил Руслан Елизарьев. — Троллейбусное управление первым вышло с инициативой, что готово взять такой объект на обслуживание и содержание. Сейчас мы совместно с КУМИ прорабатываем вопрос подключения к сетям или организации септиков на ключевых конечных остановках.

Он отметил, что частные перевозчики также поддерживают эту идею, хотя их собственная инициатива в этом направлении пока «подугасла».

Начальник автоколонны Центрального АТП Олег Кияница подтвердил системный характер проблемы и добавил:

— Уровень заработной платы — порядка 60-65 тысяч при соблюдении режима труда и отдыха, но молодежь не идет. С 1 сентября трудоустроили трех водителей, они уже вышли на линию, но сложности возникают даже на уровне медкомиссии — возраст кандидатов высокий.

Взгляд из автошколы: «Экзамены в ГИБДД не сдать?»

Особый интерес вызвало выступление преподавателя автошколы при ДОСААФ Сергея Агафонова, который обнажил еще одну проблему — сложность экзаменационных процедур.

— В 2023 году мы подготовили 11 водителей. Из них 4 ушли на маршрутки, 2 — для конвоя МВД, 5 женщин-кандидатов не смогли сдать экзамены в ГИБДД, — привел статистику Агафонов. — Экзаменационный лист содержит спорные формулировки. Например, «действие кандидата, вызвавшее необходимость вмешательства в процесс управления». Инспектору показалось, что человек вовремя не остановится, — и экзамен не сдан. Или «остановитесь в ближайшем разрешенном месте». Для инспектора «ближайшее» — в 5 метрах, а кандидат остановился в 15. Результат тот же.

Его предложение — провести рабочее совещание с начальником ГИБДД, чтобы обсудить спорные моменты экзаменационного листа и унифицировать трактовки.

Депутаты рекомендовали администрации ускорить работу по обустройству комнат отдыха и санузлов на конечных остановках и продолжить диалог с ГИБДД. Решение было принято единогласно.

Подводя черту под эмоциональным обсуждением, председатель комиссии Александр Зубков отметил:

— Сегодня мы увидели самую серьезную проблему — транспортную. Услышали о долге Минтранса в 47 миллионов рублей. Будем готовить обращение с требованием разобраться, на каком основании средства не доведены до братских компаний. Администрации также поручено проработать вопрос обустройства мест отдыха для водителей на маршрутах. Без этого решить кадровый вопрос невозможно.

Очевидно, что заседание стало лишь первым шагом в долгой и сложной работе по спасению пассажирского транспорта Братска.

Будьте в курсе последних новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь и узнавайте о событиях в Братске первыми!

Поделиться в соцсетях или по почте:
Копирование невозможно!