Территориальные управления будут ликвидированы
Сегодня под председательством Аркадия Нестеренко состоялось заседание рабочей группы по внесению изменений и дополнений в Устав муниципального образования города Братска. Основной докладчик, заместитель начальника правового управления администрации города Алена Катунцева, представила на рассмотрение масштабный пакет поправок, продиктованный необходимостью приведения городского устава в соответствие с новым федеральным законодательством, в частности, с федеральным законом № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».
Рабочая группа приняла стратегическое решение разделить все предлагаемые изменения на два блока: «срочный», требующий принятия в ближайшее время, и «плановый», нуждающийся в дополнительных консультациях на федеральном и региональном уровнях. Оба предложения были поддержаны единогласно.
Срочные изменения: курс на новую структуру и единое наименование
Первый блок поправок, представленный Аленой Катунцевой, ориентирован на реализацию с начала 2026 года. Его основная цель — устранить прямые противоречия между действующим Уставом и федеральным законом.
Ключевые новации «срочного» блока:
- Единая сокращенная форма наименования. Предлагается установить для муниципального образования единую сокращенную форму — «город Братск», отказавшись от громоздких вариантов вроде «муниципальное образование города Братска». Это повлечет за собой правку статей 1 и 26 Устава.
— Федеральный закон 33 предусматривает возможность использования сокращённой формы… предполагается только одна сокращённая форма, поэтому предлагаем… установить сокращённую форму «город Братск», — пояснила Алена Катунцева. На практике это означает, что, например, «Администрация городского округа муниципального образования города Братска Иркутской области» будет официально сокращаться до «Администрация города Братск».
- Ликвидация территориальных органов администрации. Это наиболее дискуссионное изменение. Поскольку закон Иркутской области №66 устанавливает, что Братск состоит из одного населенного пункта, федеральный закон №33 не предусматривает для него создания территориальных органов. Сейчас такие органы существуют в разных районах города, и их предлагается исключить из структуры, заменив на отраслевые функциональные подразделения.
— Нам необходимо приводить устав в соответствие, где у нас предусмотрены территориальные органы и необходимо исключать их из структуры администрации, — заявила докладчик.
Этот пункт вызвал живейшее обсуждение среди участников заседания, так как затрагивает вопрос «шаговой доступности» власти для жителей отдаленных районов, таких как Правый берег и Падун. Депутаты и представители администрации выразили озабоченность тем, как будут сохраняться представительские функции на местах.
— Мы также обеспокоены этим же вопросом… Задача — оставить представительские функции администрации на территориях… Мы убираем дублирование функций территориальных районов функциональными органами администрации, — парировала Алена Катунцева, пообещав, что работа с населением будет сохранена, а ответственные лица на территориях останутся.
- Закрепление полномочий должностных лиц. Поправки в статью 45 Устава четко прописывают полномочия первого заместителя мэра и заместителей, а также порядок временного исполнения обязанностей мэра во время его болезни, отпуска или командировки (это будет делать первый заместитель).
Важно отметить, что проект «срочного» блока уже был направлен в Министерство юстиции РФ и получил предварительное согласование, что подтверждает его юридическую обоснованность.
Плановый блок: в ожидании разъяснений из центра
Второй блок поправок более объемный и сложный. Многие его положения требуют дополнительных консультаций, так как новый федеральный закон либо не до конца регулирует некоторые вопросы, либо его трактовка вызывает споры.
— В ходе проведения сравнительного анализа… мы столкнулись с тем, что нам необходимо получить некие консультации от субъекта, по отдельным положениям, — отметила Алена Катунцева.
Основные вопросы «планового» блока:
- Совмещение должностей. Предлагается разрешить мэру Братска одновременно замещать государственную должность Иркутской области. Эта норма соответствует концепции единой системы публичной власти, закрепленной в Конституции.
- Статус депутатов. Федеральный закон ввел новое понятие — «лица, замещающие муниципальную должность». В этот перечень попали и депутаты, что требует пересмотра их полномочий, гарантий и ограничений. Рабочая группа сочла необходимым запросить официальное разъяснение по этому поводу.
- Исключительная компетенция Думы. Изменился перечень вопросов, которые относятся к исключительной компетенции представительного органа. Например, полномочие по определению порядка участия в организациях межмуниципального сотрудничества из исключительных перешло в обычные. В то же время, за Думой теперь закреплено исключительное право заслушивать ежегодные отчеты мэра о деятельности администрации.
- Исключение устаревших норм. Из Устава предлагается убрать дублирующие федеральное законодательство положения, например, о порядке деятельности муниципальных предприятий и учреждений, а также статью о возможности отзыва депутатов и мэра, так как такая форма прямой демократии более федеральным законом не предусмотрена.
По итогам обсуждения рабочая группа приняла решение направить официальные запросы за разъяснениями в Законодательное Собрание Иркутской области, профильные комитеты Государственной Думы и в авторитетный экспертный центр — Институт законодательства и сравнительного правоведения.
Уже 13 ноября проект срочных изменений будет вынесен на предварительное рассмотрение на заседание постоянной депутатской комиссии по местному самоуправлению. Далее последует решение о проведении публичных слушаний, которые, в зависимости от процедурных сроков, могут пройти с конца ноября по конец декабря 2025 года или быть перенесены на январь-февраль 2026 года.
При этом планируется, что структурные изменения в администрации, связанные с ликвидацией территориальных органов, вступят в силу уже 1 января 2026 года, параллельно с процессом принятия поправок в Устав.
Однако на пути реализации реформ есть серьезные препятствия. Как отметил Аркадий Нестеренко, депутатский корпус, особенно на фоне недавнего негативного опыта с отменой льготного проезда, может не поддержать изменения, если они не будут подкреплены четким экономическим обоснованием.
— Если в этой структуре не будет экономии… я здесь паузу… взял бы, — прямо заявил Аркадий Владимирович, выразив тем самым сомнения части депутатов.
Еще одним вызовом станет разъяснительная работа с населением. Жители должны четко понимать, кто и как будет решать их проблемы после упразднения привычных территориальных администраций. Руководству города и депутатам предстоит наглядно продемонстрировать новую схему управления и доказать ее эффективность и удобство для братчан.
Братск стоит на пороге значительных административных преобразований, продиктованных волей федерального центра. Решения, которые рассмотрены сегодня и которые должны быть приняты в ближайшее время, запускают сложный и многоступенчатый процесс, успех которого будет зависеть от слаженной работы администрации, думы, а также от понимания и поддержки со стороны жителей города.
Будьте в курсе последних новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь и узнавайте о событиях в Братске первыми!
