Бюджет выживания
В понедельник, 17 ноября, в городской администрации прошли «нулевые чтения» проекта бюджета города Братска на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов. Десять депутатов и представители исполнительной власти обсуждали финансовый документ с акцентом на предстоящий 2026 год. Ключевым докладчиком выступила Ольга Чеснокова, председатель комитета финансов администрации города. Совещание прошло в оживлённой дискуссии, где депутаты выразили серьёзную озабоченность снижением доходной части и ростом долговой нагрузки.
— Сегодня мы представляем проект бюджета на новый трёхлетний цикл, подготовленный в строгом соответствии с действующим налоговым и бюджетным законодательством. Основой для расчётов послужили показатели социально-экономического развития города, — начала свой доклад Ольга Чеснокова.
Она сообщила, что проект бюджета на 2026 год формально сбалансирован:
— Доходы и расходы проекта бюджета на 2026 год запланированы на уровне 10,081 миллиарда рублей. Дефицит предлагается утвердить нулевым.
Главный вызов бюджета — это снижение собственных доходов.
— Собственные доходы в новом бюджетном цикле снизятся примерно на полмиллиарда рублей. Основной удар наносит изъятие платы за негативное воздействие на окружающую среду. Эти средства, а это около 500-600 миллионов рублей, теперь полностью аккумулируются в областном бюджете. В сравнении с исполнением 2025 года собственные доходы снижаются примерно на 13%, — пояснила Ольга Чеснокова.
Было отмечено, что при прогнозировании поступлений по НДФЛ применён консервативный подход.
— В 2025 году поступления по НДФЛ составили 2 миллиарда 571 миллион рублей. На 2026 год мы закладываем осторожный прогноз — на 58 миллионов рублей меньше. Налоговая служба считает прежние планы завышенными, а темпы роста заработной платы замедлились, — заявила докладчик.
Значительная часть доходов, по её словам, по-прежнему будет формироваться за счёт межбюджетных трансфертов из областного бюджета.
— Мы сохраняем классическую структуру «30 на 70»: 30% — собственные доходы, 70% — межбюджетные трансферты. Окончательные объёмы субсидий и дотаций, например, по программе «Формирование комфортной городской среды» станут известны после принятия областного бюджета, — отметила Ольга Чеснокова.
Переходя к расходной части, Ольга Степановна подчеркнула её социальную ориентированность.
— 71% всех расходов, или около 7,7 миллиарда рублей, направляется на социальную сферу. Бюджет сформирован по программному принципу. На выполнение 18 муниципальных программ запланировано около 1,01 миллиарда рублей.
Особую тревогу в докладе вызвала тема муниципального долга.
— Мы наблюдаем тревожную тенденцию в структуре муниципального долга, — констатировала Ольга Чеснокова. — Бюджетные кредиты, которые предоставлялись под низкие проценты (около 0,1%), постепенно сокращаются. Основная доля — это коммерческие кредиты под высокие ставки. Нам приходится рефинансировать долг под коммерческий процент, превышающий 20%. Это приводит к геометрическому прогрессу в расходах на обслуживание долга. В 2026 году ожидаемая сумма расходов на обслуживание долга составит 465 миллионов рублей. Это колоссальные расходы, которые составляют почти 11-11,5% от собственных налоговых доходов города.
Ольга Чеснокова подчеркнула, что это превышает все допустимые нормативы.
— Верхний предел долговой нагрузки по нормативам составляет 8% расходов на обслуживание долга к собственным налоговым доходам (без учета субвенций). Мы этот предел уже преодолели… Если в течение следующего года правительство Иркутской области не предпримет шагов по оказанию помощи, по рефинансированию коммерческого долга, вполне возможно, что в сентябре, когда будет проводиться следующая оценка, мы уже попадём в красную зону с низким показателем долговой устойчивости, — предупредила Ольга Чеснокова.
Впервые в материалы к бюджету была включена детализированная информация о судебных решениях, требующих исполнения за счёт городской казны.
— Мы должны признать факт: накопленный объём неисполненных судебных решений составляет свыше 800 миллионов рублей. Это серьёзная нагрузка, и мы предлагаем депутатам совместно подумать над оптимизацией расходов для их исполнения, — резюмировала Ольга Степановна.
Лариса Павлова задала вопрос по программе «Формирование комфортной городской среды»:
— Я вижу, что из 85 миллионов рублей мы падаем до 7 миллионов в проекте бюджета. Это колоссальное сокращение! Раньше мы видели конкретные цифры по этой программе, а сейчас видим непонятную сумму. Не могли бы вы пояснить, с чем связано такое сокращение?
— Вы абсолютно правы, цифры действительно значительно уменьшились, — ответила Ольга Чеснокова. — Но хочу пояснить, что это связано с тем, что на данный момент у нас еще нет распределения межбюджетных трансфертов из областного и федерального бюджетов. Программа формируется за счет всех источников финансирования, а в проекте мы можем отражать только те средства, которые уже предусмотрены в проекте областного бюджета, который пока принят только в первом чтении. Во втором чтении, когда будет произведено окончательное распределение дотаций и субсидий, мы увидим реальные цифры. На сегодняшний день мы, к сожалению, не видим ни дотаций, ни субсидий по этой программе в полном объеме, поэтому цифры выглядят именно так.
Максим Игнатов обратил внимание на ключевую проблему бюджетного неравенства между муниципалитетами области и потребовал предоставить наглядные данные.
— Я всё равно не снимаю с повестки участия правительства в формировании нашего бюджета. Ольга Степановна, сделайте, пожалуйста, дополнительный слайд по бюджетной обеспеченности основных муниципальных образований — Ангарск, Иркутск, Братск, потому что мы столько вносим вклад во все бюджеты всех уровней, а обратно получаем непонятно что.
Его вопрос был направлен на то, чтобы визуализировать дисбаланс между налоговыми отчислениями, которые генерирует промышленный Братск, и объемом финансовых средств, возвращаемых ему через систему межбюджетного регулирования.
— Мы подготовим дополнительный слайд по бюджетной обеспеченности основных муниципальных образований, — ответила Ольга Чеснокова. — Для понимания: по предварительным оценкам, разница существенная. По городу Иркутску это около 34 тысяч рублей на одного жителя, по Братску — порядка 18 тысяч, по Ангарску — около 16 тысяч.
Эти цифры наглядно демонстрируют, что Братск, являясь крупным промышленным центром, оказывается в почти вдвое менее выгодном положении по уровню бюджетной обеспеченности по сравнению с областным центром. Данный факт стал одним из главных аргументов депутатов в требовании к областным властям о пересмотре принципов распределения межбюджетных трансфертов.
Заместитель мэра по городскому хозяйству и строительству Алина Коробейникова подробно прокомментировала ситуацию с экологическими платежами.
— Ситуация изменилась на федеральном уровне: Бюджетный кодекс был отредактирован, и все экологические платежи теперь зачисляются в региональный бюджет. Сейчас мы ведём очень плотную работу с правительством области, — сообщила Алина Коробейникова.
Она отметила, что первоначально предлагавшийся механизм получения субсидии был неприемлем для Братска.
— Субсидия требует софинансирования от муниципального бюджета. На 600 миллионов рублей субсидии нам пришлось бы искать около 82 миллионов рублей. Для нашего дефицитного бюджета это неподъёмная сумма, — пояснила она.
По словам Алины Андреевны, в настоящее время прорабатывается иной механизм возврата средств.
— Область пошла на диалог. Сейчас мы совместно разрабатываем форму иного межбюджетного трансферта, который позволит вернуть средства. Работа ведётся в рамках конкретных протоколов с установленными сроками до 1 декабря. Мы надеемся, что к уточнению бюджета часть средств будет возвращена в Братск, — заключила Алина Коробейникова.
Председатель постоянной депутатской комиссии по бюджету, налогам и финансам Георгий Любенков подвёл итоги обсуждения.
— Коллеги, мы должны отдавать себе отчёт — следующий год будет для нас крайне сложным. Мы столкнулись с беспрецедентным снижением собственных доходов. Наша общая задача — консолидироваться и найти внутренние резервы. Нужно быть готовыми к непопулярным решениям, но действовать мы должны сообща, с единственной целью — обеспечить сбалансированность бюджета, — заявил Георгий Любенков.
В заключение совещания Ольга Чеснокова пообещала подготовить для депутатов дополнительные материалы, включая детализированную таблицу судебных решений в разрезе избирательных округов и сравнительный анализ бюджетной обеспеченности крупных муниципалитетов области.
После совещания Георгий Любенков прокомментировал журналистам прошедшее обсуждение:
— Рано подводить итог. Только сегодня началась работа депутатского корпуса над бюджетом 2026 года и над планами на последующие годы. Понимаете, многое зависит от того, с чем это связано — сейчас непростое время, денег не хватает. Говорить об окончательных цифрах бюджета преждевременно, потому что пока не будут определены постановлениями и решениями Законодательного собрания суммы дотаций и субсидий, мы не сможем реально оценить ситуацию. Многое сейчас — эмоции и обсуждения, но у нас ещё нет окончательных данных, поэтому я бы взял паузу и подождал, — заявил председатель бюджетной комиссии.
При этом Георгий Любенков акцентировал внимание на необходимости защиты доходной части бюджета и поиска аргументов для диалога с областью.
— Наша позиция должна быть честной: мы сделали всё, что могли, собрали все возможные средства у себя в городе. Тогда это становится аргументом перед областью: ребята, вот такое налоговое законодательство, вот те налоговые и неналоговые источники, которые есть у города — они исполнены на 100%, а обязательства выполнены не в той мере. Это ещё одно основание для пересмотра подхода к межбюджетным трансфертам, — резюмировал Георгий Любенков, обозначив тем стратегическую линию на отстаивание интересов Братска в диалоге с региональными властями.
Будьте в курсе последних новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь и узнавайте о событиях в Братске первыми!
