Братск в проектах и реальности
Нашему городу только сорок восемь лет. В сравнении с другими городами России, наш город если не юный, то достаточно молодой.
Мое детство, можно сказать, прошло во время последних глобальных городских строек: на глазах вырастали целые микрорайоны.
Сейчас, листая некоторые книги о Братске семидесятых годов издания, удивляюсь: город планировался быть другим, с большим количеством микрорайонов, с другими названиями некоторых улиц, огромными площадями и даже набережной вдоль Братского водохранилища!
Чтобы увидеть, что представляет собой наш город сегодня, достаточно пройтись по его улицам.
Чтобы знать то, что мог представить собой Братск, мало порыться в книгах и архивах. О том, что вблизи Братска должны были быть еще два города, Цветногорск и Радищев, я встретила только упоминание. Тот же Цветногорск, городок металлургов, должен был расположиться у самых стен строившего тогда БрАЗа, однако, позже было решено, что жилье для металлургов и объекты социально-культурного значения расположатся непосредственно в Братске, что и стало явью.
Впрочем, если говорить о БрАЗе, то выбор места для строительства этого завода — отдельная история. Во-первых, решался вопрос: на каком берегу Ангары строить завод, на правом, возле Осиновки, или на левом — в долине реки Вихоревка. Выбор пал на берег левый, тем более что изначально планировалось, что ближайшим соседом алюминиевого завода станет завод титано-магниевый. Но второй завод так и не был построен…
Но что же говорят люди, знающие об этих и других строительных проектах? Юрий ШАРАК, главный архитектор города, еще в прежнем своем кабинете показал мне карту-схему на стене:
— Вот, видите, на сколько должен был раскинуться город: вдоль всей Падунской дороги: от Братска до Падуна… Как раньше было: строился объект, дающий энергию, затем вокруг него строились предприятия, потребляющие эту энергию, а позже около этих предприятий вырастал город. Но время строек века прошло.
Юрий Михайлович когда-то поделился со мной копией схемы строительства в Братске, датированной 1986 годом. Видите круглое здание почти в левом нижнем углу? Вот это и есть нынешний Центральный рынок. То, что идет выше — новостройки, среди которых, по схеме, не среди леса, а среди домов затерялся Храм Андрея Рублева… В правой части схемы мы видим залив, на берегу которого планировался спортивный городок с бассейном, стадионом и кортами, больничный комплекс. Тогда, в 1986 году, эти планы казались такими реальными…
— Ну, что я еще могу рассказать? Расспросите о планах строительства города лучше Виктора Михайловича ЗИМИНА, уж он побольше меня знает…
Кто же он, Виктор Михайлович? Как он сам мне представился, последний архитектор советского строительства. Как выяснилось во время разговора, он занимался проектами объектов жилищного и социально-культурного значения.
Братск советский и Братск российский — такие разные, что когда я разговаривала с Виктором Михайловичем, мне показалось, что говорю с человеком, работавшим не только при другой эпохе, но и в другой стране. А начал беседу Виктор ЗИМИН вот с чего:
— Как вы знаете, в пятидесятые годы началось строительство Братской ГЭС. На тот момент существовало два варианта строительства города: на площадке, где сейчас расположился Энергетик, и на площадке вблизи градообразующих предприятий, где, собственно, и находится сегодня город. Главным разработчиком всей этой стройки был московский Гипрогор.
— И изначально было решено, что город будет таким большим, «разбросанным»?
— Самое интересное, что первый генеральный план города был утвержден только в 1970 году…
— Но ведь тогда город уже имел свои районы, границы…
— Совершенно верно. Как и то, что проекты детальных планировок обычно разрабатывались институтами только после утверждения генерального плана. Однако до семидесятого года стройки все равно велись, правда, по мере необходимости: построили ГЭС — нужны потребляющие ее энергию предприятия, нужно жилье строителям и рабочим, нужны больницы, школы, магазины, и их строили, строили, строили… Когда хватились, было уже поздно — Братск растянулся на десятки километров.
— Не перестраивать же!
— В те годы даже вышла критическая статья про наш город в журнале «Архитектура СССР». Статья имеет заголовок «Самая длинная улица в Сибири». А по тексту такого титула удостоена улица Мира…
— Такая уж она и длинная — за полчаса ее можно пройти!
— Ну, да, только, по статье, она имеет начало от городской автостанции, затем продолжается по старой Падунской трассе мимо Падуна через Энергетик до вокзала в Осиновке.
— Вот съязвили! Так ведь можно сказать о любой улице! А что там, собственно, критиковалось?
— Разбросанность районов, многокилометровые дороги между ними и очень длинные коммуникации.
— Ну, строили город без генерального плана, но ведь та же Падунская трасса неплохо использована — вдоль нее расположились пионерские лагеря…
— О, пионерские лагеря — это наша гордость! А радует как раз то, что коллективы предприятий тогда не жалели средств и времени ради того, чтобы дети были здоровы.
— Что же все-таки планировалось построить в нашем городе?
— Давайте сперва уточним, кто чем тогда занимался. До перестройки генеральный план города был на совести Гипрогора. Но столь важное ведомство находилось далеко от нас, в Москве; на месте же работал «Братскгражданпроект». Он готовил проектную документацию, работал по достаточно жесткому графику, многие стройки обеспечивались документацией прямо «с листа»… Но «Братскгражданпроект» занимался только жилыми и социально-культурными объектами. Проекты промышленных предприятий составляли министерства, которые, кроме того, и финансировали строительство этих объектов. Мне повезло, что я попал на эту стройку. Это была колоссальная школа — строительство крупного города.
Теперь о планах. Одно время предполагалось построить вторую очередь БрАЗа, плюс к этому тракторный завод воздвигнуть. Этот проект не стал реальностью, поэтому площади, выделенные под строительство нового завода, отдали дачным кооперативам. Еще один нереализованный проект — завод деревянно-клееных конструкций. Вы знаете, где должен был вырасти этот завод?
— Даже не догадываюсь.
— В районе старой городской свалки.
— Ох…
— Небезызвестный Косыгин в свое время рекомендовал Братску этот завод. Из щепок и прочих отходов деревообрабатывающей промышленности должны были выпускать несущие конструкции для многопролетных сооружений сельского хозяйства и для мостов… Ведь клееные конструкции сами по себе прочные, не гниющие.
А за заводом отопительного оборудования планировалось строительство еще одно завода — авиамоторного. Но и этот план не стал реальностью. Ну что, перейдем поближе к городу?
— Пожалуй…
— Сейчас реконструируют здание для драмтеатра. Думаю, что работы там когда-нибудь завершатся. А знаете ли вы, что должно было быть вместо автостоянки, что около городской администрации?
— Кажется, культурный центр, — пытаюсь вспомнить я из прочитанного в книгах.
— Уточню: музыкально-драматический театр с двумя залами, один из которых на тысячу сто посадочных мест!
От отсутствия такого театра в нашем городе мне даже грустно стало. Виктор Михайлович продолжил:
— Одним из крупнейших объектов «Братскгражданпроекта» можно назвать нынешний «Братск-АРТ». Если вы помните, Дом культуры «Металлург» долгое время стоял недостроенным. Тут возник вопрос уже о его реконструкции. Ведущим архитектором по реконструкции стала Татьяна АКЕНФИЕВА, которая приехала из Гипрогора и проработала в Братске шесть лет. А ведущим конструктором была Лидия ТРЕГУБОВА, которая прибыла из Красноярска, а точнее от «Красноярскгражданпроекта». Хорошо, что таким проектом занялся конструктор, который умеет рисовать. Она, обладая пространственным воображением, «видела» конструкцию в готовом виде. Мало кто понимает, насколько сложен по своей конструкции большой зал «Братск-АРТа» с его балконом! Руководил и изыскивал финансовые средства для строительства семнадцатого и восемнадцатого микрорайонов Александр СТУДЕННИКОВ. Помните краны на том месте?
— Помню не только краны, но и лес, который был там когда-то. Как-никак по грибы туда ходила…
— То-то же! А городской вокзал!.. «Читажилдорпроект» в свое время не набрал годовой объем проектов. Меня и Виктора ШМАТКОВА, который тогда был главным архитектором Иркутской области, попросили в срочном порядке спроектировать вокзал. Эскиз вокзала мы нарисовали буквально за ночь, достаточно быстро были разработаны и рабочие чертежи. Братская группа заказчиков строила вторые железнодорожные пути…
— А что теперь? Реально ли достроить вокзал?
— Ой, что вы! Сегодня, прежде чем достроить, вокзалу, как и Дворцу пионеров, требуется экспертиза, а потом, скорее всего, реконструкция. Может, в будущем эти объекты будут доведены до хэппи-энда. Кстати, если бы в свое время садовые участки распределяли не по шесть, а по двенадцать соток, то как сегодня там можно было бы развернуться! Владельцы этих участков сейчас были бы самыми счастливыми братчанами. А то на шести сотках и реконструкцию дома провести проблемно: там грядки, там кусты, там еще что-то произрастает. А перестроить дом — практически невозможно, без урожая вряд ли кто захочет остаться хотя бы на год.
Строители Братска вполне заслужили монумент возле ГЭС. Но его нет, хотя проектная документация была разработана на конкурсной основе…
Напоследок Виктор Михайлович рассказал об еще одной интересной вещи — памятнике ЛЕНИНУ:
— По захаровскому проекту ЛЕНИН должен был быть с вытянутой рукой и у подножия ГЭС, но история опять поиграла с нами, братчанами, а потому на площади около городской администрации стоит памятник ЛЕНИНУ не захаровский, а потаповский…
Но памятники Братска — тема отдельного разговора.
В последние годы в нашем городе сложилась традиция реконструкции улиц. Остается надеяться, что однажды наш город станет одним из красивейших и уютных…
Опубликовано в газете «Ярмарка ПЛЮС»