Компромисс между надежностью тепла и тарифной нагрузкой
Сегодня, 17 октября, определилось будущее городского теплоснабжения на ближайший год. Сначала прошли напряженные депутатские слушания по инвестиционной программе Байкальской энергетической компании (БЭК), а следом — внеочередное заседание городской Думы. Итогом стало судьбоносное и единогласное решение: обратиться к губернатору Иркутской области с инициативой установить предельный индекс роста платы за коммунальные услуги в размере 16,6% с 1 июля 2026 года. Это решение стало компромиссом между необходимостью модернизировать ветхие сети и невозможностью переложить всю тяжесть затрат на кошельки братчан.
Аргументы компании: инвестпрограмма как приоритет
С детальным докладом на депутатских слушаниях выступил директор филиала БЭК Сергей Коноплёв. Он начал с того, что в текущем году из-за неопределенности с финансированием было запланировано мало проектно-изыскательских работ, но теперь, с учетом возможного повышения тарифа, компания готова к масштабной деятельности.
— С учетом того, что с вашей помощью мы увеличили в начале июня 2025 года индекс тарифа на тепловую энергию, в план 2026 года заложили три проекта, — пояснил Сергей Иванович. — Первый — установка регуляторов для качественного теплоснабжения, небольшой проект. А вот еще два (улицы Мечтателей и Комсомольская — прим. автора) — на 10 и 12 миллионов рублей — это по километру магистральной сети каждый.
Он подчеркнул, что такие объемы невозможно выполнить за один год:
— Проект будет разбит на несколько этапов, как минимум два, потому что за один год делать такой объем, поменять 2 километра сети, нереально с точки зрения финансирования, и довольно проблемно с точки зрения физического выполнения такой работы.
Главным моментом его выступления стало объявление о корректировке программы по требованию депутатов.
— Та корректировка, которую мы сделали по вашему предложению: мы исключили работу на 600 миллионов рублей. Убрали экологические мероприятия, связанные с первым котлом, вторым котлом и последнее — горелочное устройство. Это тоже экологическое мероприятие по реконструкции горелок с целью подавления оксидов азота, — заявил Сергей Коноплёв.
При этом он отметил, что экологические обязательства никуда не делись, но их выполнение будет растянуто во времени, чтобы снизить нагрузку на тариф:
— Они остаются. Максимально мы будем делать программу «Чистый воздух», мы должны завершить её в 2026 году. Дальше экологические мероприятия остаются в рамках комплексного экологического разрешения. Это не федеральная программа, но неисполнение влечет за собой лишение лицензии со всеми вытекающими последствиями.
Взгляд администрации: детальный разбор и расчеты
Жесткий и аргументированный анализ инвестиционной программы представила заместитель мэра по городскому хозяйству и строительству Алина Коробейникова. Ее доклад был посвящен проверке программы на соответствие схеме теплоснабжения и оценке ее реальной необходимости.
— Те корректировки, которые сейчас Сергей Иванович озвучил, мы пока не видели, поэтому на актуализированные схемы пока никакие рекомендации дать не можем. Инвестиционная программа, которую заявили ранее, включает четыре группы мероприятий, — начала она. — Строительство новых объектов, реконструкция или модернизация существующих тепловых сетей, реконструкция объектов теплоснабжения и мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Та часть программы, которая была заявлена, соответствует актуализированной схемы теплоснабжения на 2026 год, Неисполнение группы мероприятий, особенно связанных с заменой тепловых сетей в объёме до 5% от общей протяжённости в год и имеющие два и более срока продления эксплуатации, повлечёт снижение надежности систем теплоснабжения, увеличение количества аварийных ситуаций в системах теплоснабжения и, как следствие, снижение предоставления коммунальных услуг надлежащего качества… Хотелось бы отметить, что Байкальская энергетическая компания обслуживает 393 километра тепловых сетей, в том числе 175 километров муниципальных тепловых сетей, ветхость которых составляет в районе 47%.
Вместе с тем хотелось бы отметить, что администрация не уполномочена устанавливать, рассматривать или рассчитывать каким-то образом предельный индекс оплаты граждан, поэтому при поступлении инвестиционной программы мы направили письмо в Службу по тарифам о том, какой процент роста платы населения будет при утверждении инвестиционной программы для города Братска. В сентябре получили ответ о том, что рост платы граждан при утверждении полного объема инвестиционной программы составит на тепловую энергию 29,6%, на горячую воду 25,6% одновременно. Служба по тарифам обратила внимание администрации города на необходимость оценки органами местного самоуправления мероприятий, входящих в инвестиционную программу на предмет их действительной необходимости и влияние в первую очередь на повышение надежности теплоснабжения — соответственно, мы эту работу провели.
Алина Андреевна детально, с демонстрацией слайдов, прошлась по ключевым объектам, которые затрагивает программа:
— Вот замена трубопровода магистральной сети диаметром 800 миллиметров, протяженность 187 погонных метров в районе Энергетика. Срок эксплуатации данной тепловой сети — 45 лет, на участке отмечено три аварии. Замена повысит надежность теплоснабжения для шестнадцати тысяч наших граждан. Далее, замена сети протяженностью 421 погонный метр, диаметром 200, в районе улиц Южной и Карла Маркса. Срок эксплуатации — 57 лет, наружная коррозия. Это повысит качество теплоснабжения для шести тысяч человек. Также предусмотрена замена контроллеров и модулей на насосной станции по улице Городской. Оборудование устарело и часто выходит из строя. Это позволит повысить качество для семи тысяч жителей.
Отдельно она остановилась на масштабных заменах на улицах Металлургов и Комсомольской (по 940 погонных метров, диаметр 700 мм), которые затронут 7 и 52 тысячи жителей соответственно.
Главным итогом ее выступления стали конкретные цифры от Службы по тарифам, полученные буквально за 15 минут до начала слушаний:
— Служба по тарифам указывает на то, что это приведет к росту тарифов для населения в следующих размерах: на тепловую энергию — 25,2%, на горячую воду — 22,2%. Комментарии тут, наверное, с моей стороны излишни, потому что мы посмотрели мероприятия более чем на один миллиард рублей, — резюмировала Алина Андреевна, намекая на неподъемность такого роста тарифов для горожан.
Мнения депутата Аркадия Нестеренко
Свое мнение о ключевом параметре — величине индекса — высказал депутат Аркадий Нестеренко:
— Мое предложение — это именно 16,6%, повторить тариф, действующий с июля 2025 года. Самый главный критерий — стабильность. Именно этот коэффициент повысит нам безопасность и устойчивость. Плюс ко всему, на прошедшей Энергетической неделе прозвучали четкие посылы от президента и спикера Госдумы, цитирую: «Необходимы гибкие решения, включая нормативные наводки, инновации, управление спросом на электроэнергию, механизмы поддержки инвестиций», — отметил президент, заключив, что ждет соответствующие предложения от правительства. То есть, «затраты российских энергокомпаний не должны перекладываться на потребителей через тарифы», — заявил Владимир Владимирович, выступая на пленарной сессии Энергетической недели 2025 года буквально вчера.
Аркадий Владимирович добавил, что в это сложное время нужно понимать: оптимизация и умение жить в реальных условиях — основа экономической стабильности.
— Мы не должны перекладывать на потребителей максимальную цену. Надо жить в тех реалиях, которые существуют. Мое предложение — именно 16,6%. А на законодательном уровне необходимо продолжить работу, ведь времени до июля 2026 года достаточно, чтобы не ждать, а работать вместе, лоббировать, доказывать в комиссиях, что требуется. Мы приняли здравое решение, а сейчас говорим о стратегии на будущее.
Взгляд на вопрос от Евгения Зенкина
Важный контекст происходящему в Братске добавил комментарий депутата Законодательного собрания Иркутской области Евгения Зенкина, который мне удалось получить в перерыве между депутатскими слушаниями и заседанием думы. Евгений Юрьевич, как представитель энергетиков, подтвердил, что проблема носит системный характер для всего региона. На мой вопрос, как депутаты других городов Иркутской области принимают решения по повышению тарифов для населения, кого больше поддерживают депутаты — энергетическую компанию или рядовых жителей — Евгений Юрьевич дал следующий ответ:
— В Шелехове, Усолья-Сибирском приняли 18% — выше, потому что там, действительно, они отработали… и у них все коммунальные проблемы вылезли. Они понимают, что без увеличения тарифа и без какой-то такой серьёзной инвестиционной программы сложно обеспечить энергетическую безопасность в регионе. Поэтому там тоже эти вопросы, ну так же 16-17%, или по 17%, где-то есть больше. Усолье-Сибирское уже принято 18%.
При этом Евгений Зенкин согласился с братскими депутатами в оценке запроса БЭК:
— 30% — не оптимальный уровень повышения тарифа, это покрывает потребность, которая сегодня есть для того, чтобы полностью закрыть проблему. Но я тоже считаю, что это очень высокий уровень, и нам нужно было заниматься этим раньше. Та программа, которую мы принимали с губернатором о 5% повышении уже с 2019-го года и которая не была по объективным причинам выполнена, если бы работала, то уже на сегодня мы сделали бы какой-то задел. Если бы ранее приняли плюсом 3-5% в год, то мы бы нормально работали.
Принятие решения
После небольшого перерыва прошло внеочередное заседание думы, на котором присутствовали уже 22 депутата. Народные избранники единогласно приняли решение обратиться к губернатору с инициативой установить предельный индекс в размере 16,6% с 1 июля 2026 года. Кроме того, администрации поручено подготовить пакет документов для этого обращения.
Свои взгляды на принятое решение депутаты подробно разъяснили уже после заседаний в комментариях для прессы.
Ольга Янькова, председатель Думы города Братска:
— Это решение депутатскому корпусу далось очень сложно, потому что еще в августе месяце у нас вышла Байкальская энергетическая компания с письмом о том, что индекс 11,9%, который у нас в Иркутской области действует, не учитывает инвестиционную программу, и соответственно сети, которые у нас в крайне неудовлетворительном состоянии, не будут ремонтироваться, если мы не принимаем инвестиционную программу. Это грозит тем, что возможности аварий повышаются в разы. И здесь, понимаете, этот баланс — повышение стоимости коммунальных услуг и аварии на теплосетях — вот этот баланс депутатский корпус должен был определить.
Ольга Владимировна подчеркнула, что экологическая составляющая не была проигнорирована:
— Мы проговорили о том, что экологические мероприятия не должны ложиться на кошельки жителей, и чтобы компания искала другие резервы для выполнения этих обязательств… Сегодня депутатский корпус принял решение: предельно допустимый индекс мы поднимаем на 4,7%. То есть мы выходим с таким предложением к губернатору Иркутской области — с 11,9% до 16,6%.
Георгий Любенков, депутат Думы города Братска:
— Решение сегодняшнее давалось очень непросто, этому предшествовали встречи, разговоры, споры в кулуарах и везде. И в общем-то довольно горячее, я бы так сказал. Но сегодня победил здравый смысл… Победила убедительность, конечно, и Сергея Ивановича прекрасный доклад, и Алины Коробениковой. Многое стало понятным, я думаю, это в какой-то мере решило вот этот накал.
Георгий Александрович также указал на системную проблему:
— Нам сегодня сказали о том, что если мы такими темпами будем ремонтировать нашу инфраструктуру, то на это потребуется почти 200 лет. Поэтому без государственной программы по модернизации инфраструктурных проектов нам не обойтись… Я думаю, что эта ситуация не только у нас в городе Братске, она по всей стране, и программа государственной модернизации просто необходима.
Будьте в курсе последних новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь и узнавайте о событиях в Братске первыми!
