Братск — от острога до города
Сегодня, 4 декабря, в Художественном выставочном зале торжественно открылась экспозиция живописи, графики и декоративно-прикладного искусства «Братск — от острога до города». Выставка приурочена к предстоящему 70-летию города, которое братчане отметят уже на следующей неделе.
Почти семь десятилетий для истории города — срок небольшой. Но земли, на которых стоит современный промышленный гигант, хранят память веков. Именно эту многогранную историю — от казачьих походов и жизни коренных народов до грандиозных строек XX века — и показывают более ста работ, представленных в зале. Все они бережно хранились в фондах Братского городского объединенного музея.
— Главная цель этой выставки — дать нам всем возможность соприкоснуться с тем бесценным культурным и художественным наследием, которое оставили нам первостроители и все поколения жителей Братска, — обратилась к собравшимся заместитель мэра по социальным вопросам Марина Зубакова. — Это возможность не просто вспомнить, каким был наш город в былые времена, но и осознать, на каком мощном фундаменте человеческого труда, энтузиазма и таланта он вырос. Братск — это не только крупнейшая промышленность Восточной Сибири, вносящая весомый вклад в экономику страны. Это прежде всего люди, их дух и их творческая энергия, которая, как видим, продолжает жить в таких замечательных проектах.
Она поблагодарила музейных работников за кропотливый труд и подчеркнула, что такие проекты — ключ к сохранению культурной памяти и укреплению городской идентичности. Первыми зрителями и ценителями экспозиции стали студенты Братского медицинского колледжа.
Заведующая Художественным выставочным залом Елена Белецкая рассказала, что выставка разделена на два смысловых блока. Первый погружает в раннюю историю: приход казаков, быт коренного населения, трагические страницы политической ссылки. Второй — это гимн индустриальному подвигу: зарисовки Падунских порогов до затопления, суровые будни строителей Братской ГЭС, портреты первостроителей и романтика нового города 1960-х годов.
— Мы постарались собрать работы, которые становятся иллюстрацией к историческому контексту наших мест, — отметила Елена Белецкая. — Здесь можно увидеть и героизм людей, и то, в каких суровых условиях всё воплощалось в жизнь.
Особое место в экспозиции занимают работы художника Адольфа Лохина. Будучи студентом последнего курса Московского художественного института имени Сурикова, он приехал в Братск в 1963 году на легендарную стройку. Его карандашные наброски, угольные зарисовки и масштабные полотна, созданные здесь, — это живые и эмоциональные свидетельства эпохи. Позже, в 2006 году, мастер вернулся в Братск с большой персональной выставкой, и 59 его работ теперь хранятся в музейных фондах нашего города.
Рядом — творения братских художников, вписавших свои имена в летопись города: Владимира Никишина с его графической серией о казаках, Сергея Моисеенко, Николая Чумаченко, Бориса Куприянова и других. Их работы, выполненные в разных техниках и стилях — от соцреализма до современных трактовок, — создают многоголосый и честный портрет Братска.
Выставка стала расширенной версией проекта, который из-за пандемии в 2020 году не успели в полной мере оценить зрители. Сегодня она дополнена интерактивными панелями с архивными фото и подробными историческими справками о Николаевском железоделательном заводе, коренных народах и казаках.
— Каждая работа здесь уникальна, — подчеркивает Елена Белецкая. — Даже тиражная графика теперь — история, ведь матрицы для печати, скорее всего, не сохранились. А макет стройки и вовсе невозможно воспроизвести точно.
Ярким экспонатом выставки стал детализированный макет Братского острога — того самого, с которого началась летопись русской истории этих мест. Этот макет является не просто исторической реконструкцией, а самостоятельным художественным произведением, позволяющим буквально заглянуть в XVII век.
Авторство этой кропотливой работы принадлежит братскому краеведу и мастеру Геннадию Уткину, который изготовил основу макета — саму крепость с башнями, стенами и постройками — ещё в 2001 году. Его работа была основана на глубоком изучении архивных чертежей и исторических материалов.
Спустя несколько лет макет обрёл своих «жителей». Художница Ольга Корепанова создала для острога целую серию уникальных керамических фигурок, изображающих казаков-первопоселенцев, их быт и занятия. Эти миниатюрные скульптуры, наполненные характером и деталями, превратили макет из архитектурной модели в ожившую историческую сцену, рассказывающую свою немую, но выразительную историю.
Открывшаяся выставка — это диалог времен, где суровая реальность первых деревянных укреплений, воплощенная в макете острога, встречается с романтическим порывом строителей ГЭС на полотнах 1960-х годов, где старинные названия — Спасская пустынь, Монастырская гора — звучат с картин и оживают в графических сериях, чтобы встретиться с дерзкой энергией современного индустриального гиганта. Увидеть этот уникальный синтез истории, подвига и искусства своими глазами можно в Художественном выставочном зале до 1 февраля 2026 года включительно.
Будьте в курсе последних новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь и узнавайте о событиях в Братске первыми!
