О перерасчете платы за тепло
Когда я получила платежный документ по коммунальным услугам слугам за февраль, то порадовалась: прошел перерасчет оплаты за тепло и оказалось, что я переплатила аж 9390 рублей! Однако, как выяснилось позже, таких домов, где после перерасчета за тепло оказалась переплата, в Братске немного — в этом году всего 20. Большинству братчан пришли платежки с суммами, указывающими, что за отопление придется доплатить. Средний «чек» доплаты по городу — 2000 рублей. Кому-то пришли расчеты и на 5000, и на 7000, и свыше 10000 рублей. Почему так получилось? Об этом сегодня поговорили на брифинге в городской администрации.
Брифинг провел заместитель мэра по городскому хозяйству и строительству Егор Луковников. На вопросы журналистов отвечали заместитель начальника Братского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» Алексей Шиляков, советник отдела по надзору за формированием платы за жилищно-коммунальные услуги Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области Наталья Щербакова, заместитель председателя комитета ЖКХ администрации города по жилищной политике Людмила Волкова, заведующий отделом эксплуатации инженерных коммуникаций и энергосбережения комитета ЖКХ Татьяна Кудрявцева и директор муниципального бюджетного учреждения «Центр энергосберегающих технологий» Максим Цариков.
Итак, в Братске уже семь лет (с 2015 года) проводится практика перерасчета платежей за тепло. Как проходит? За основу берется тепло, полученное годом ранее, и равномерно, по месяцам, раскидывается оплата. Как правило, потребленное тепло учитывается с помощью общедомовых приборов учета (ОПУ), которыми оснащены 2/3 домов Братска, или по нормативу потребления — это в деревянных домах и в тех домах, где невозможна установка общедомового прибора учёта. Кстати, 98% ОПУ исправно работают в проходящий отопительный сезон.
По прошествии года берется во внимание фактически потребленное тепло, отсюда и формируется корректировка — если в течение прошедшего года оплатили больше, то указывается переплата, если меньше — то назначается доплата. И суммы бывают разные. Лично мне в прошлые годы приходили и 500, и 5500, и -3000 рублей. Всяко было.
Почему меняется сумма? Потому что зимы бывают разные — и теплые, и морозные. Например, среднемесячная температура отопительного периода в 2018 году была -6,4°С, в 2019 году -5,1°С, в 2020 году -3,1°С, в 2021 году -5,8°С. Соответственно, по прошествии 2019 и 2020 годов большинство братчан получили весной расчеты с указанием, что есть переплата, поэтому никто не возмущался. А еще сам отопительный сезон длится по-разному: в 2020 году отопительный период продолжался 246 дней, в 2021 году — 262 дня. И это тоже влияет на сумму при перерасчетах.
Перерасчет зависит и от площади квартир — поэтому бОльшие суммы после перерасчета получили владельцы больших квартир. И не надо думать, что кому-то приписали долги соседей, так как у каждой квартиры есть свой лицевой счет, поэтому каждой квартире оплата начисляется индивидуально.
Кстати, посчитали еще не всем: в феврале проведена корректировка по 922 домам (72.500 лицевых счетов), в марте пройдет корректировка еще по 87 многоквартирным домам (8.500 счетов) и по 400 домам частного сектора.
Конечно, тысячные суммы, которые нужно доплатить, людей шокируют. Да и не всегда найдутся свободные две-пять тысяч рублей, чтобы оплатить то, что и так платится исправно и сполна. Да, братчане почти идеальные плательщики по коммунальные услугам (число добросовестных плательщиков стремится к 100%), но должники есть и с ними ведется работа.
И, конечно, люди жалуются на такие выставленные счета — не только в СМИ и городскую администрацию. Братчане идут за разъяснениями в офисы «Иркутскэнергосбыта» или пишут через личный кабинет на сайте компании. Обращаются и в отдел по надзору за формированием платы за жилищно-коммунальные услуги Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области.
— Надзор за формированием оплаты осуществляется посредством обращения граждан. Граждане обращаются к нам лично (ул. Гидростроителей, 49А), либо через Госуслуги — ГИС ЖКХ. На основании заявления представители службы осуществляют запросы в ресурсоснабжающую организацию, получают ответ и по результатам рассмотрения принимают решения — если выявляются нарушения, назначается проверка. Если нарушения не выявлены, то потребителю выдается ответ, в котором излагается информативная часть, приводятся расчеты, даются пояснения. Если есть нарушения и проводится проверка, то потребителю сообщаются ее результаты, — объяснила Наталья Щербакова. Кстати, срок получения ответа после обращения в Службу государственного жилищного и строительного надзора — 30 календарных дней.
Почему проводится ежегодный перерасчет? Есть два метода расчета оплаты за тепло. Первый (по которому платят братчане) — круглогодичный, когда годовая стоимость отопления равномерно распределяется на все 12 месяцев и плюс корректировка по итогам прошедшего года, по которой определяется доплата или переплата. Второй метод — оплата фактического потребленного тепла. Да, в летние месяцы этот платеж будет равен нулю, а вот в зимние месяцы в счете может оказаться 10-15 тысяч рублей… Если вас больше устроит второй метод оплаты, то нужно до начала отопительного сезона (до 01 сентября) написать соответствующее заявление в городскую администрацию. Но много ли будет желающих платить за тепло по факту?
Что остается делать братчанам? Оплатить за уже использованное тепло. А если сумма очень большая, то «Иркутскэнергосбыт» готов предоставить рассрочку до полугода — нужно только написать соответствующее заявление.
Узнавайте новости нашего сайта первыми — подписывайтесь на телеграм-канал!