Как автомобили загрязняют воздух?
Определить интенсивность движения транспорта по дорогам Братска и уровень антропогенной нагрузки на окружающую среду намерены специалисты ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды». Эта работа уже ведется в крупных городах России по заданию проектного офиса федерального проекта «Чистый воздух». В наш город бригада техников из Москвы приехала 4 сентября.
Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы выиграл крупный грант ВНИИ охраны окружающей среды на проведение замеров в 12 городах. В результате студенты Института гостиничного бизнеса и туризма РУДН во главе с преподавателями отправились в учебную командировку в города Сибири.
Туманным утром 13 сентября специальная видеокамера, закрепленная на желтом 4-метровом штативе, снимала проезжую часть улицы Мира в районе Драматического театра. Продолжительность съемки — 20 минут утром и вечером, когда трафик особенно велик. На каждой точке замеры проводят в течение 3 дней. При этом процесс серьезно осложняют припаркованные у кромки дорог машины, а также прочие препятствия. Дороги Братска поделены на участки протяженностью 800-1000 метров, на каждом из них определены точки съемки, их насчитывается 110 штук.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры туризма Российского университета дружбы народов Ольга Зевеке руководит группой студентов и волонтеров. Их задача — собрать видеоматериал для специальной программы, которая и будет определять, какое количество автомобилей проходит через условный «коридор» в объективе камеры. В дальнейшем специалисты ВНИИ экологии по специальной формуле проведут сводные расчеты объема выхлопных газов, попадающих в атмосферу. Это необходимо для получения достоверных данных о вкладе транспорта в загрязнение окружающей среды.
— Наш университет совместно с НИИ экологии проводит крупное исследование в рамках реализации федерального проекта «Чистый воздух». Оно пройдет во всех крупных городах страны с численностью населения свыше 100 тысяч человек. Мы занимаемся сбором эмпирического материала в виде видеороликов с трасс города, при этом трассы ранжируются на федеральные и 2 вида местных, городских. На основании собранных материалов при помощи искусственного интеллекта будет проведен анализ антропогенной нагрузки, рассчитан объем попадающих в воздух с выхлопами тяжелых металлов. В нашем распоряжении имеется электронная платформа, которая показывает нам уже определенные заказчиком отрезки дорог протяженностью 0,8-1 км. На этих отрезках мы выставляем штатив с камерой, с видеорегистратором и выставляем «конусы», как бы отрезая 20 метров. И вот в эти 20 метров будет виртуально достроена некая схема, где искусственный интеллект будет считывать входящие автомобили. Ну и по формуле будет производиться расчет выхлопных газов. Количество точек отличается, непосредственно в Братске их 110, но мы приехали из Красноярска — там у нас была 441 точка. У нас есть определенный график, мы стараемся его не нарушать, потому что съемка при температуре ниже нуля невозможна, и мы очень торопимся, чтобы успеть все заснять в теплое время. Из Братска мы отправимся в Читу.
По словам Ольги Зевеке, в каждом из городов к работе по замерам привлекают волонтеров, и Братский государственный университет оказывает гостям из Москвы всяческую поддержку, в том числе, кадрами. Для проведения замеров им требуется 20 помощников. Работа, на первый взгляд, несложная, но студенты из команды РУДН проводят под открытым небом по 12 часов в сутки — с 6:00 до 12:00 и с 15:00 до 21:00. В их обязанности входит перемещение, техобслуживание и установка оборудования, а также инструктаж волонтеров.
Команде РУДН в Братске оказывается всяческое содействие в работе.
— По заданию Всероссийского научно-исследовательского института по охране окружающей среды проводится работа по оценке структуры и интенсивности движения транспортных потоков на автодорогах нашего города. Это необходимо для расчёта объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспортных средств, то есть, от передвижных источников. Сбор исходных материалов требуется для проведения сводных расчётов объема выбросов. Сводные расчеты проводятся по заданию проектного офиса федерального проекта «Чистый воздух» национального проекта «Экология», — рассказала и.о. заведующего отделом охраны окружающей среды администрации Братска Наталья Никольская. — Мы узнаем уже отражение этих сводных расчётов, когда нам придёт информация по выбросам в целом по городу Братску, в том числе, от передвижных источников. В настоящее время между ВНИИ охраны окружающей среды, министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области и администрацией города Братска заключено соглашение, в рамках которого будет предоставляться необходимая информация исполнителю работ по требованию исполнителя.
Братск входит в число 12 городов-участников федерального проекта «Чистый воздух», и Комплексный план мероприятий по снижению влияния выбросов на окружающую среду включает, среди прочего, и перевод общественного транспорта и коммунальной техники на экологически чистые виды топлива. Эти мероприятия, по предварительным оценкам проектного офиса, позволят уменьшить уровень загрязнения на 0,8% к концу 2024 года. При этом точных данных, сколько тысяч тонн выхлопных газов попадает в атмосферу города, нет — измерения проводятся прямо сейчас. В то же время, по данным специалистов, число автомобилей в городе неуклонно растет, так что не учитывать их «вклад» в общую картину загрязнения нельзя.
Будьте в курсе последних новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь и узнавайте о событиях в Братске первыми!