Образование в городе Братске
В администрации Братска в рамках Большой педагогической недели состоялось масштабное мероприятие — брифинг «Образование в городе Братске в условиях формирования суверенной национальной системы образования». В нём приняли участие руководители ведущих учреждений дошкольного, среднего, дополнительного, средне-специального и высшего образования города, мэр Братска Сергей Серебренников.
Участники дискуссии рассмотрели широкий круг вопросов, связанных с развитием городской системы образования. В режиме видеосвязи к встрече подключились пять детсадов и пять школ города. Некоторые учреждения снабдили свои выступления яркими видеороликами.
— 2023 год объявлен Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным Годом педагога и наставника, — обратился к участникам встречи мэр Братска Сергей Серебренников. — Это говорит о том, что тот, кто работает сегодня с детьми, — главное звено в цепочке воспитания наших детей. Этот процесс важный, сложный, ответственный. Важность качества образования мы с вами ежедневно можем наблюдать во всех сферах городской жизни. Особенности сегодняшнего положения страны, проведение СВО показывают направления, в которых нам надо усилиться, показывают, как мы должны корректировать программы основного и дополнительного образования. Речь идёт о патриотическом воспитании, преподавании истории, физической и начальной военной подготовке. Все эти задачи нам необходимо решить. Конечно, мы вместе с вами ищем новые формы работы, стараемся соответствовать современным тенденциям, запросам как родителей, так и детей. Братская система образования не стоит на месте — она движется вперёд. Да, дети разные, и мы с вами должны в учебном процессе сделать так, чтобы найти подход к каждому ребёнку. Мне кажется, у нас с вами это получается. За это вам огромное спасибо!
Началась встреча с темы развития дошкольного образования. Открывая эту важную тему, заместитель мэра по социальным вопросам Марина Зубакова подчеркнула, что вся система ценностей российского народа находит отражение в работе детсадов.
Напомним, в Братске 60 дошкольных учреждений, которые посещают 12.300 ребятишек. Все они строят своё развитие, исходя из приоритетных задач системы дошкольного образования России.
КАКОВЫ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БРАТСКЕ?
Одна из главных задач, которую ставит государство, — обеспечение и сохранение 100% доступности качественного дошкольного образования для детей от полутора до семи лет. В Братске эта задача решена. Следующий шаг — создание в детсадах условий для детей с двух месяцев.
Другое важное направление — внедрение современной цифровой образовательной среды для совершенствования традиционных форм обучения. В детсадах Братска используются интерактивные панели, доски, полы, песочницы, логопедические столы. Более половины детсадов имеют мультстудии и специалиста по обучению детей созданию мультфильмов. Уже сформировался мультифонд для маленьких братчан — в нём более 100 замечательных детских работ.
Безусловный приоритет — здоровье детей. Реализуется большой комплекс мероприятий, направленный на увеличение числа дошкольников, регулярно занимающихся физкультурой.
Ещё одна задача — обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. В детсадах организованы 95 групп такой направленности для 1.235 детей. С 1 сентября открыты ещё 14 групп компенсирующей направленности. Выдерживается баланс между развитием инклюзивного образования и сохранением таких групп, чтобы у родителей был выбор.
Психолого-педагогическая поддержка детей с особыми образовательными потребностями и их родителей: в детсадах открываются консультационные центры и службы ранней помощи, реализуется партнёрский проект «Особый ребёнок» для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
— В федеральных документах, определяющих основные направления деятельности образовательных организаций, мы постоянно видим приоритет формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития талантов и способностей детей, — отметила председатель комитета по образованию Оксана Ефимова. — Наша задача — максимально охватить детей с разными способностями. На сегодняшний день 90% дошкольных учреждений имеют лицензии на право осуществления образовательной деятельности по программам дополнительного образования. Каждый год, с учётом интересов детей, появляется все больше таких программ. 52 из 60 детсадов зарегистрированы в системе АИС «Навигатор» и разместили сведения о 327 программах дополнительного образования.
На брифинге детские сады №№ 26, 37, 45, 76, 107 поделились своим опытом. У каждого учреждения своя программа развития, свои особенности. Так, детсад 26 поделился опытом воспитания в детях дружелюбия и понимания, сохранения психологического здоровья ребятишек, а детсад 37 сделал акцент на личностном росте ребёнка, социализации детей с самого раннего возраста. Формирование патриотизма, трудолюбия, экологического мышления — основная тема детсада 76. Причём, выступали не только педагоги, но и воспитанники.
— У нас две группы для детей с ограниченными возможностями здоровья: для детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития — рассказала заведующая детсадом 45 Наталья Солодилова. — В центре «Кирпичики детского развития» используется специальное сенсорное оборудование: утяжелённые одеяла, навесная платформа, кокон, воздушная балансировочная подушка, межполушарные доски. Специалисты прошли подготовку. Дети учатся рисовать песком на световых столах, осваивают способы валяния шерстью, витражное искусство в «Мастерской чудес», посещают музей детсада «Лучше нет родного края!», участвуют с педагогами и родителями в ежегодном городском фестивале «Шире круг», во всероссийском патриотическом фестивале-конкурсе «Время Победы» в номинации «Вокальное искусство». Созданы условия для вовлечения ребят во все сферы деятельности учреждения. Родители отмечают положительные результаты в развитии детей. К нам сегодня на занятия везут детей из Энергетика и Сухого.
— Два с половиной года назад мы открыли в нашем детсаду лекотеку — центр для образования детей с ОВЗ, — поделилась заведующая детсадом 107 Наталья Кочерыгина. — Для каждого ребёнка здесь составлены индивидуальные образовательные маршруты, которые согласованы с родителями. За прошедший период выпустили трёх ребят, и считаем каждого своего выпускника нашим достижением. Алиса, которая с нами вместе открывала лекотеку, перешла в прошлом году в детсад 110 в группу полного дня для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, две девочки — Алиса и Соня — выпустились по достижении восьми лет. Мы отмечаем и изменение позиции родителей как в отношении ребёнка, так и в отношении учреждения, степень доверия растет с каждым днём. Серьёзная задача — подготовка специалистов: чем сложнее дети, тем универсальнее должны быть методики. На форуме «Воспитатели России» совместно с коллегами детских садов 70 и 110 с удовольствием поделимся опытом работы в данном направлении.
— Реализуем проект по формированию культуры межнациональных отношений у дошкольников «Мы не одни в этом мире живём», — рассказала заведующая детсадом 26 Наталья Орёл. — Созданы мини-музеи Бурятии, Армении, Молдавии, Татарстана, Киргизии, Азербайджана, Украины, Литвы. Россию представляет музей сибирского казачества и музей «Русская изба». Разработаны 10 виртуальных экскурсий для знакомства детей с традициями и обычаями народов, проживающих в Братске. А для знакомства с национальным декоративным искусством созданы книжки-раскладушки: татарская кожаная мозаика, киргизская циновка «Чий-ши», армянская вышивка «Мараш», бурятский орнамент «Дуун-хээ», скорняжное ремесло сибирских казаков. В марте проводим ежегодный театральный фестиваль «Созвездие»: спектакли ставятся по народным сказкам. Уверены, что, реализуя образовательную программу и проект совместно с родителями, мы формируем у воспитанников уважение к семейным, духовным, общечеловеческим ценностям.
— Каждый ребёнок талантлив! — подчеркнула заведующая детсадом 37 Елена Симонова. — Дело за малым — помочь ему найти свой путь, поверить в себя. У нас 11 кружков, в том числе: театральный кружок «Мир сказки (Гран-при VIII Фестиваля детских театральных коллективов «Сказки под дубом»), мультстудия (создание с детьми мультфильмов); «Научные развлечения» (дети проводят исследования на основе математической логики и программирования), «Не болей-ка» (занятия на скалодроме), шахматный кружок «Отважная пешечка» (в 2023 году провели городской турнир среди дошколят), кружок по финансовой грамотности «Финансовая академия кота Матроскина» для детей от четырёх до восьми лет. Планируем открыть кружок компьютерная грамотности. Все кабинеты с современным интерактивным оборудованием и учебно-методическими материалами. Сегодня и детям, и родителям важно, чтобы дополнительное образование в детсаду помогало ребёнку развивать свои способности, и мы с этой задачей справляемся.
— Наш детсад — федеральная площадка УНИТВИН/ЮНЕСКО «Межрегиональное сетевое партнёрство: учимся жить устойчиво в глобальном мире: Экология. Здоровье. Безопасность», — сообщила заведующая детсадом 76 Ирина Белозерцева. — Создали волонтёрское движение для детей и взрослых «Ласточка», экологическую тропу на территории детсада, интерактивный естественнонаучный музей «Хочу всё знать!», реализуем программу «Здоровый ребёнок». Разработали Олимпиаду «Природа вокруг нас», проводим конкурс методических разработок «Эко-педагог», приняли участие во всероссийской детской научно-практической конференции «Кто победит: Мусор или ты?!» и международном проекте ОМЕП, получили областной Знак экологической культуры, реализовали проект «Полезные привычки», выпускаем электронный экологический журнал «ЭКОША». Гордимся детьми, педагогами и семьями-участниками наших проектов. Уверены, наши воспитанники продолжат развивать полезные экологические привычки и заботиться о своём здоровье.
Марина Зубакова сообщила, что достижения дошкольных учреждений Братска были отмечены на уровне Российской Федерации, и поэтому с 11 по 13 октября в Братске по инициативе всероссийской общественной организации «Воспитатели России» пройдёт Всероссийский форум «В авангарде детства».
НА ПУТИ К ЕДИНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОСТРАНСТВУ
Переходя к теме развития среднего образования, Марина Зубакова напомнила, что сегодня в Братске 40 школ. В них открыты 1075 классов, обучаются 27.500 молодых братчан.
— Перед педагогическим сообществом страны и, конечно, Братска поставлена задача — построить суверенную систему образования. Речь идёт, прежде всего, о создании единого и эффективного образовательного пространства, — подчеркнула Марина Зубакова.
В прошлом году Министерство просвещения обновило Федеральные программы общего образования. Планомерно разрабатываются единые государственные учебники по всем предметам, эта работа должна завершиться до 2025 года. Во все школы Братска уже поступили единые государственные учебники по новейшей истории для 10-11 классов.
— С 1 сентября 2023 года Министерство просвещения внедряет в школах и Единую модель профессиональной ориентации — профориентационный минимум, — сообщила Оксана Ефимова. — Это — важная мера для укрепления технологического суверенитета России. Сегодня все школы города реализуют профминимум: две на продвинутом уровне, 18 на основном и 20 на базовом. В ближайшее время школ основного уровня станет больше. А ещё Братске началась реализация профориентационного проекта «Школа-СПО-Работодатель». В проект вошли 18 школ по направлениям: лаборант химического анализа, электрик, аппаратчик-оператор в производстве цветных металлов, повар, педагог, медицинский работник. У ребят есть возможность получить профессиональное образование, ещё обучаясь в школе. В 6-11 классах по четвергам проходят занятия по профориентации «Россия. Мои горизонты». Важнейшая задача — практическое применение учащимися полученных знаний.
Также большое внимание при формировании суверенной системы образования отдаётся воспитанию. Учебная неделя начинается с «Разговоров о важном», принята Единая федеральная программа воспитания, введена должность советника директора по воспитанию. В школах Братска действуют 22 театра, 26 музеев. Развито кадетское движение: 1630 кадетов обучаются в 13 школах, среди которых одна из самых успешных — школа 15. Работает муниципальное отделение «Движения Первых». Его первая ступень — «Орлята России». В прошедшем учебном году свыше тысячи учащихся начальных классов 28 школ принимали участие в этой программе. Самый успешный опыт — у школы 32.
В режиме видеосвязи к разговору присоединились педагогические команды пяти школ Братска — №№ 20, 35, 5, 15 и 32.
— Недостаток педагогических кадров — актуальная проблема, — отметила директор школы 20 Наталия Жигулова. — Чтобы повысить интерес школьников к профессии, мы создали педагогический класс. В этом году он открылся в восьмой раз. Сотрудничаем с БрГУ, педколледжем. Программа реализуется в течение одного учебного года. Обучаем учащихся 8-11 классов. Итоги работы подводятся на мозговом штурме «Один день учителя в школе». В этот день ребята попадают в нестандартную ситуацию — им необходимо перевоплотиться в одну из изученных педагогических профессий. И ещё одну профессиональную пробу проходят ребята в нашем летнем лагере дневного пребывания — в роли вожатых. У нас уже 70 выпускников! 27 ребят поступили на педагогические специальности. В этом году пять человек поступили в педколледж и три в вузы. Шестеро из них — мужчины. Обучение в нашем педагогическом классе даёт выпускникам базовую психолого-педагогическую подготовку, помогает осознанно подойти к выбору профессии.
— 1 сентября совместно с Иркутским гидрометеорологическим техникумом (ИГМТ) и группой «Илим» мы приступили к реализации программы профессионального обучения «Лаборант химического анализа» в очно-заочной форме для школьников от 14 до 18 лет, — рассказала учитель химии школы 35 Ольга Лунёнок. — Обучение организовано на базе профильного естественнонаучного 10 класса, в котором на углублённом уровне изучаются химия, биология, математика. Ребята очень довольны. За сентябрь они многому научились. Второй этап обучения начнётся с января 2024 года, он будет включать в себя теоретическое обучение ИГМТ и участие в практикумах лаборатории группы «Илим». В период весенних каникул будет организована практическая выездная сессия в ИГМТ, где наши ученики смогут пройти образовательную стажировку в сертифицированной химической лаборатории техникума. Качественные профессиональные пробы — самый эффективный способ профориентации. Впереди нас ждёт насыщенный интересный год.
— В нашей школе 11 классов для детей с задержкой психического развития, — сообщила директор школы 5 Екатерина Крылова. — В них обучаются 137 человек. Работают квалифицированные кадры: дефектологи, логопед, психологи, тьютор. Индивидуальный подход к каждому ребёнку. Наш опыт показывает, что дети этой категории способны овладеть обычным учебным материалом. Во внеклассной жизни дети они активны, интересы их разнообразны. Различные мероприятия, выходы, проекты способствуют тому, что шаг за шагом дети постигают основы социального «общежития». Наша школа славится и работой с детьми из семей-мигрантов. Мы — опорная площадка регионального уровня «Языковая и социокультурная адаптация детей-мигрантов». Кадетские классы полицейского профиля прославляют наше учреждение на всех уровнях. Третий год подряд школа становится участником всероссийского проекта ранней профориентации 6-11 классов «Билет в будущее»: по прошлому году — 62 человека, в том числе 12 детей с ОВЗ.
— Нам в этом году 55 лет, — отметила директор школы 15 Евгения Попова. — Педагогический коллектив стабильный, трудолюбивый с активной жизненной позицией. Патриотическое воспитание было и остаётся нашей главной задачей. Неслучайно наши выпускники — герои СВО. Ребята продолжают защищать Родину от нацистов. Двое — Илья Кубик и Николай Миносян — награждены Орденом Мужества посмертно, их память увековечена в школьном музее. Накопив большой опыт в патриотическом воспитании детей и молодёжи, наша школа не останавливается на достигнутом, а ищет пути развития. В 2019 году открылся 7А кадетский класс мальчиков с направлением «Полиция», в 2021 году — четыре кадетских начальных класса с направлением «МЧС». На сегодня у нас девять кадетских классов. Есть хорошие достижения в мероприятиях различных уровней. На протяжении четырёх лет ни одно мероприятие на Правом не проводится без наших кадет: День Победы, День Памяти и скорби, День Российского флага и другие.
А в школе 32 в 2021 году стартовал проект «Орлята России». Задача — воссоздать в начальной школе систему общественного воспитания, которая будет опираться на опыт и достижения отечественной педагогики, признанной одной из лучших в мире. В прошлом учебном году здесь тоже появились Орлята — 75 счастливых первоклассников. В школе ими гордятся. На финальных испытаниях совместно с Орлятами из других школ Братска ребята из 32 школы стали первыми в направлениях «Орлёнок-эрудит» и «Орлёнок-спортсмен». А ещё дети писали письма и изготавливали ёлочные игрушки-открытки для бойцов СВО, ухаживали за цветами в классе, участвовали в экологических конкурсах. В этом учебном году в школе семь классов, которые реализуют программу «Орлята России». «Идея воссоздать в начальной школе систему общественного воспитания становится реальностью. Программа очень интересная, в ней много разнообразных занятий и игр для реализации социальной активности детей» — говорят педагоги.
— Город Братск включился очень активно в работу по созданию суверенной системы образования России, создавая в ней свой неповторимый образ, — сказала Марина Зубакова, завершая встречу. — Мы очень надеемся, что сможем сохранить свои лидирующие позиции, но сделаем это не ради лидерства, а ради будущего наших детей, процветания и развития легендарного Братска.
В брифинге приняли участие:
- Мэр Братска Сергей Серебренников
- Заместитель мэра по социальным вопросам Марина Зубакова
- Председатель комитета по образованию Оксана Ефимова
- Заместитель председателя комитета по образованию по вопросам воспитания и дополнительного образования Евгения Николаева
- Директор МАУ ДПО «Центр развития образования» Ирина Кускова
- Представитель ФГБОУ ВО «Братский государственный университет» Даниил Рычков
- Директор ГАПОУ Иркутской области «Братский индустриально-металлургический техникум» Андрей Колонтай
- Директор ГОКУ Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 33 г. Братска» Александр Иванов
- Заведующая МБДОУ «ЦРР-ДС № 97» Оксана Норкина
- Директор МБОУ «Лицей № 1» Анастасия Воронкова
- Директор МБОУ «Лицей № 2» Юлия Кулешова
- Директор МБОУ «Гимназия № 1 имени А.А. Иноземцева» Наталья Сиреньщикова
Будьте в курсе последних новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь и узнавайте о событиях в Братске первыми!