Собственность муниципальная и частная
Не так давно от одного замечательного человека мне довелось услышать, что современная журналистика стала слишком простой, поверхностной, что из материалов СМИ ушла аналитика, которая разъясняла сложные политические и экономические процессы и которую можно было еще встретить в местных СМИ лет 10-15 назад.
А тут мне попалась статья, написанная мною в ноябре 2010 года. В те годы я мало написала статей, тем не менее, как модератор Братской истории, я была в курсе всех событий, происходивших в городе, поэтому договориться об интервью, которое изложено ниже, мне не составляло труда.
Для Братска 2010 год был очень сложным. Именно в мае 2010 года мэром города был избран Александр Серов. С одной стороны — народная поддержка в ходе выборов, с другой стороны — город возглавил человек, не имевший политического опыта, что и сказалось на недолгом пребывании Александра Васильевича на посту мэра. Но это тема отдельной статьи.
Одной из страничек истории Братска 2010 года стало возвращение в муниципальную собственность «Тепловодоканала». С высоты 2023 года понимаем, что стратегически важные предприятия не должны уходить в частные руки. Вполне очевидно, что нынешние проблемы «Дирекции городской инфраструктуры» имеют корни с тех лет. Предлагаю вашему вниманию интервью с Александром Кочетковым, который в ноябре 2010 года был руководителем аппарата администрации города Братска и в частности занимался вопросом «Тепловодоканала». Статья была опубликована 14 ноября 2010 года. Конечно, за прошедшие годы и Чекановский расселили, и вообще многое что изменилось. Но это не делает интервью менее интересным.
И еще вопросы к читателям: насколько интересна вам публикация статей прошлых лет? И какие темы из прошлого Братска вам интересны? Ответы можно оставить в комментариях.
В СМИ и, в частности, на страницах Братской истории в последние месяцы нередко шли обсуждения относительно «Тепловодоканала». Очень хотелось бы узнать все подробности возникшей ситуации и возможного будущего этого предприятия, а значит и нашего города. И все пути на получении этой информации привели меня к руководителю аппарата администрации города Братска Александру Кочеткову. Он и поведал, что происходило и происходит на этом предприятии:
— Начнем с самого начала. При вступлении Александром Серовым в должность была проведена ревизия документов, распоряжений, договоров касательно основных стратегически важных для города предприятий. И в первые же дни было обнаружено, что в тяжелом финансовом положении, весьма тяжелом, находится предприятие «Тепловодоканал». Этот переходный процесс…
Руководитель «Тепловодоканала» не ставя в известность мэра города, курирующие службы в лице комитета по муниципальному имуществу, подал заявление о признании «Тепловодоканала» банкротом. Это стратегическое для города предприятие, имеющее очень серьезную задолженность перед группой «Илим», которая поставляет не менее 30-40% подготовленной воды, остальное из скважины поставляется в Центральной части города. Мы столкнулись с тем, что есть серьезная задолженность перед пенсионным фондом, перед налоговой инспекцией, перед Братскими электрическими сетями. Практически управляемость ситуацией была очень слабой. Стратегическое предприятие, которое обеспечивает, в первую очередь, санитарно-эпидемиологическое благополучие города – это подача чистой, включая и питьевую, воды, это водоотведение и канализирование стоков.
В рамках рассмотрения этой ситуации, мэром города было проведено совещание с ответственными работниками администрации, был выработан план действий. В этот план входило изучение юридических составляющих проблемы и изучение регламентирующих документов – различных приказов, постановлений и прочих документов, которые находились в администрации города. При выполнении этого задания мэра было обнаружено, что фактически предприятие было подготовлено к переходу в частную структуру. Частная структура – «Братскводсистема», ООО, была создана заблаговременно, задолго до прихода к власти администрации Серова, и был произведен ряд действий, в частности, эта частная структура на конкурсе выиграла аренду части коммуникаций, рыночно невыгодных, и в дальнейшем рядом чиновников администрации, а также независимыми экспертными предприятиями, работающими в области архитектуры и строительства, — были выданы заключения, согласно которых все остальные коммуникации инфраструктуры, необходимые для осуществления деятельности «Тепловодоканала», должны быть бесконкурсно присоединены к тому участку.
Обосновывалось это тем, что сети, разыгранные в конкурсе, и оставшиеся сети являются неразрывным единым целым. Общая сумма имущества, на основе которого осуществляет свою деятельность «Тепловодоканал», около двух миллиардов. Это не только сети и коммуникации, это в том числе и техника, базы, здания, конторы и так далее. Кроме того, значительная часть деятельности «Тепловодоканала» с июня месяца проводилась силами «Братскводсистемы». В частности частично был переведен коллектив туда, общая численность около тысячи человек.
— Но там было просто переоформление. Ведь люди, по сути, оставались на тех же местах…
— Администрация Серова пришла в тот момент, когда действия еще наполовину были проведены. Мэром были отведены угрозы, а главная угроза, конечно, — это неуправляемость ситуации. Для предприятия стратегического значения для города Братска – это серьезная угроза. Вы же понимаете, что санитарно-эпидемиологическое благополучие города в случае отсутствия управления со стороны власти города, могут быть различные инциденты. Разрешая этот вопрос, мы столкнулись с тем, что были выставлены претензии со всех сторон, включая Братские электрические сети. Мэр возглавил группу специалистов администрации по развязыванию этой ситуации, были проведены многократные переговоры по урегулированию этой ситуации, и город не заметил никаких перебоев. Сложные вопросы, когда мы находились в состоянии согласования, мы преодолели. Удалось найти общий язык с руководством группы «Илим», и ограничения воды на городе не отразились, были увеличены заборы из скважин ближайших муниципальных предприятий. И такая же условная договоренность о продлении сроков расплаты была осуществлена с Братскими электрическими сетями. Сегодня ситуация такова, что «Тепловодоканал» находится де-факто в состоянии конкурсного управления, определен конкурсный управляющий очередной, и вся деятельность администрации была связана с тем, чтобы перенять и создать ситуацию управляемой.
Какие были действия приняты? Учитывая наличие законной базы, подразумевающей передачу, обуславливающую передачу в аренду частному предприятию «Братскводсистема» сетей и коммуникаций – это самая главная составляющая. Но не менее важно соединение этой составляющей с профессиональным коллективом, который обслуживает эти сети и коммуникации, техническим составом, включающим машины, инструменты, технические базы, и, конечно, производственно-техническими базами, КМС-ами, пунктами повышения давления воды, прочими техническими предприятиями и, конечно, облуживанием инфраструктуры, связанной с канализированием отходов. Для получения контроля со стороны власти над вот этими всеми процессами, и преследуется, в первую очередь, создание безопасности в городе в этом направлении, управляемости ситуации были проведены переговоры с частными учредителями данной компании, и удалось путем переговоров выкупить по номинальной стоимости 76% уставного капитала, 24% учредитель отказался продавать. Пакет на сегодняшний день находится у учредителя. Это организация, она находится в учредителях.
— Это что за организация?
— Я вам сейчас это не скажу. Но это не вопрос, думаю, назовет вам это Прокопьев. Потому что в процессе переговоров пакет физического лица был оформлен на юридическое лицо. Что такое 76 процентов? В типовом уставе общества с ограниченной ответственностью существуют как бы два основных критерия в принятии вопросов: один критерий – это простое большинство, 51%, и второй критерий – владение общим имуществом предприятия. Задача, которая ставилась мэром перед людьми, которые проводили эту работу, юридическую в первую очередь, — получение полной управляемости предприятием. Эта задача была выполнена — 76% принадлежит муниципальному предприятию «БВС».
— А цена вопроса?
— Цена вопроса – уставной капитал данной компании — десять тысяч рублей.
— Сколько?
— Десять тысяч.
— То есть в принципе получается, что 76 процентов – это семь тысяч шестьсот?
— Да. Выкупалось по номинальной стоимости. На сегодняшний день можно говорить, что решением мэра частное предприятие, куда стал утекать Тепловодоканал, сегодня его деятельность подконтрольна администрации, и правоту решения мэра доказали последовавшие события. По сути, инструментов для разрешения серьезных проблем в коммунальной сфере, кроме наличия такого предприятия, прислушивающегося к власти, — такого инструмента нет. Благодаря постановке под контроль этой ситуации со стороны мэра и администрации, мы смогли решить ряд очень серьезных вопросов.
В частности, очень серьезная проблема возникала у города с подготовкой к отопительному сезону в поселке Чекановском. Предыдущее предприятие – владелец котельной поселка Чекановский – оно банкрот, находится сегодня в состоянии конкурсного управления. Мы столкнулись с тем, что инфраструктура социальная, в первую очередь школа поселка Чекановский, и частный сектор зимой испытывают проблемы, и там же есть целый комплекс проблем с подачей холодной воды, с ремонтом магистралей теплоснабжения, потому что все в серьезно запущенном состоянии, с реанимацией деятельности собственно котельной, потому что она находилась в состоянии разрушенном и частично разворованном.
— Я, в принципе, слышала, что немного проживающих в Чекановском, что проще, может, именно переселить их. Сколько сейчас там человек, семей?
— На самом деле, на рабочей группе, созданной по решению вопросов по Чекановскому, прорешивались многие вопросы. Переселение, сразу хочу сказать, не обсуждалось, в связи с тем, что нереально для городского бюджета, для возможностей бюджета городского. Просто нереально сегодня. Нет в наличии средств для возобновления переселения. Последнее переселение по этой программе, насколько мы помним, было в 2006 году. Сегодня нет диалога с представителями компании Русал. Все, что предыдущими администрациями было достигнуто, сегодня, в силу каких-то причин, этот проект не реализуется, особенно учитывая общую экономическую обстановку. Параллельно рассматривали и другие вопросы – вопросы перехода на индивидуальное отопление.
— Так это может быть и дешевле?
— Вопрос также оказался несостоятельным, потому что качество сетей электроснабжения не позволяет перейти на индивидуальное отопление. Кроме того, прекрасно понимаете, что разные люди есть, и есть такой социальный состав семьи, который безопасное обслуживание могут не обеспечивать, — это первое. Второе – по всей вероятности могут возникнуть проблемы с нехваткой электроэнергии, потому что электрокотельная – это дорогая вещь, и может возникнуть проблема с отключениями за долги по оплате за электроэнергию. Такие вот вопросы.
Чтобы их отдалить, муниципалитет отапливает, эти вопросы решаются, мягко скажем, гораздо более лояльно. Но это неправильно юридически, неправильно, может быть, по смыслу, но такая практика есть. Мы должны были изучить все эти аспекты, включая школу. Опираясь на возможности «Братскводсистемы», преемника «Тепловодоканала», все эти работы были проведены, выполнены, и сегодня «Братскводсистема» — это та структура, которая сегодня отвечает за отопительный сезон в поселке Чекановский: безусловно обслуживает электрокотельную, именно возможностями этого предприятия она была полностью восстановлена, отремонтированы электросети, в том числе параллельно исправлены ошибки водоснабжения поселка. В ряде мест, где были очень большие утечки, проведены ремонтные работы, новые пластиковые трубы, возросло давление и качество предоставляемой услуги. В общем, мы считаем, что то, что сделано за этот сезон силами «Братскводсистемы», не было сделано в предыдущие годы.
— Это муниципальное предприятие?
— Да. 76 процентов…
— А?..
— Но ООО, но 76%, это сверхконтрольный пакет, позволяющий говорить, что предприятие муниципализировано.
— Вот еще такой вопрос: у «Тепловодоканала» имеются большие долги, а кто их будет уменьшать, гасить?
— Там ситуация такова: «Тепловодоканал» находится в конкурсном управлении. Основой конкурсного управления является, в том числе, кроме принятия решений о коммерческой выгоде предприятия, какие-то акции по его восстановлению, основным, конечно, является удовлетворение этой кредиторской задолженности. Кроме кредитов там есть и дебиторская задолженность. В основном дебиторская задолженность – это долги населения, неуплата населением по договорам цессии управляющим компаниям. Мы знаем, что такая работа арбитражными управляющими ведется. То есть взамен на долги есть возможность чем-то отдавать. Это компетенция не администрации города, это компетенция арбитражных управляющих. Общее сальдо этих долгов позволяет говорить, что ситуация имеет возможность разрешения. Уже в процессе нахождения в суде заявлений о признании должника банкротом погашались, я знаю, достаточно значительные суммы. Для города очень важно сохранить управляемость в этой стратегически важной сфере и получить в качестве инструмента во взаимодействии со властью такое предприятие. Мы, когда анализировали действия в поселке Чекановском, все пришли к однозначному мнению, что без того, что были приняты меры такого порядка, мы не смогли бы без шероховатостей и в сроки вступить в отопительный сезон. Жизнь, как говорится, подтвердила, правоту этих решений.
— Может быть так, что эта задолженность искусственно создана? Взяли да и перестали оплачивать.
— Задолженность эта искусственно не создана, это задолженность перед группой «Илим», за использованную электроэнергию, за группу налогов, в пенсионный фонд… Другой вопрос, что достаточно большое количество тех, кому свои услуги поставлял сам ТВК, расплачивалось не живыми деньгами, а в свою очередь взаимозачетом. Эти взаимозачеты, к сожалению, оказалось, что за ними ничего нет, санкционированными и согласованы с бывшей официальной властью.
Здесь для нас действия власти непонятны по той причине, что можно некоторые договора цессии согласовать, но если их не то количество и если они не являются критичными для жизнедеятельности предприятия, потому что совокупность расплаты вот этими долгами в какой-то момент превысило возможности предприятия к выживанию. Потому что эти долги Братские электрические сети не принимали, эти долги группа «Илим» не принимала, ну, и как вы понимаете, не существует практики выплаты долгов взаимозачетом налоговой.
Проблемы предприятия достигли какого-то своего рубежа, оно просто не смогло защищаться. Тот план, который был намечен, – план перехода в частную компанию – был по сути единственным в юридической плоскости проработанным, который резко повернул в сторону не частных лиц, а в сторону муниципалитета.
— А когда все это началось: при прежней власти или в период межвластия, который был достаточно большой?..
— В этом году началось оформление. Это весна… Есть заключение от комитета градостроительства. Тогда были исполняющие обязанности, вот тогда все и произошло. Но экономические параметры предприятия оставляли желать лучшего с самого начала, то есть практически с конца 2009 года (ноябрь, декабрь) можно говорить, что предприятие имеет все абсолютные признаки банкротства. Экономические параметры предприятия позволяют говорить, что тот тариф, который был согласован, затратная часть, которую мы увидели при анализе финансово-хозяйственной деятельности, там инвестиционная доплата в тарифе позволяла предприятию стабильно осуществлять свою деятельность, позволяла предприятию расплачиваться со всеми поставщиками услуг и налоговой, стабильно выплачивать заработную плату, а учитывая наличие в тарифе инвестиционной составляющей, также модернизировать инфраструктуру. Несмотря на все тяжести, модернизация инфраструктуры выполнялась: это ряд мероприятий на территории Центрального района и Падунского округа в частном секторе. Поэтому, как по наследству, часть работ выполнена «Братскводсистемой». Идея была хорошая, но сложилось так, как сложилось.
— Планируется ли в ближайшее время 100-процентный контроль над предприятием или так и останутся 76 процентов?
— Сложно отвечать на вопрос. Почему дальнейших действий не принималось? Во-первых, нет смысла никакого. Сверхконтроль — 76 процентов, потому что правовая основа предприятия уже имеется, администрация города имеет право ставить руководителя, определять вопрос дивидендов. В частности был вопрос у одного из депутатов, что якобы оставшиеся частные учредители могут получить дивиденды от деятельности. Ну, это просто либо специально, либо от незнания, но ситуация такова, что распределение дивидендов принимается общим собранием учредителей и принимается простым большинством голосов. У муниципалитета есть 76 процентов, и настроение у муниципалитета такое, что если такие средства и будут, то только на улучшение инфраструктуры и стабилизацию предприятия, и, естественно, сомнительно, что кто-то из частных учредителей что-то получит.
С другой стороны, такая сложность стоит перед нами: с одной стороны – управляемость предприятия, положительные плоды этой управляемости мы видим уже. План мероприятий позволил не довести эти проблемы до конечного пользователя. Но сегодня мы стоим перед следующей проблемой: неотвратимо законодательство приватизирует муниципальную собственность, что связано с распродажей, говоря языком бизнеса, непрофильных активов муниципалитетов: те же магазины, рынки, гаражи какие-то, приватизируются муниципальные предприятия.
— Я в курсе, что это не должно коснуться только учреждений образования, здравоохранения и культуры…
— Ну, да. При этом, с моей личной точки зрения, не совсем все правильно, потому что стратегическая инфраструктура, отданная на коммерческие рельсы, при оставлении ответственности за благополучие города для местной власти не оставляет ничего вот эту ответственность реализовать.
— А в других городах как?
— В других городах с переменным успехом. Есть полностью муниципальные, есть полностью частные коммуникации. Но приведу пример: чекановская котельная это целый клубок проблем, технических и юридических в том числе. Нужно было достигнуть договоренности с собственниками, арбитражными управляющими, и стабилизация и спокойствие связаны вот с этими мероприятиями. Есть по аналогии другое предприятие – ВСТК на Правом берегу, вот это коммерческие структуры, которые из года в год, естественно, преследуют свою выгоду из желания получить прибыль. Все проблемы тут – вне зависимости от того, какая власть. Вот вам два полюса – Чекановский и Правый берег.
Законодатель говорит, что это непрофильное, власть должна быть сосредоточена только на образовании, здравоохранении, культуре и отправлении там каких-то более высокого уровня полномочий, переданных нам федеральной властью. Но при этом, в разрезе «Тепловодоканала», мы можем теоретически напороться на собственника, с которым власть будет постоянно бороться за качественное ценообразование, пусть это тарифы для населения в первую очередь и частичная нагрузка для бюджета, за качество выполняемых услуг. В результате целый комитет будет заниматься этим контролем, и очень серьезен правовой аспект.
Сегодня будущее предприятия «Тепловодоканала» таково: по действующим законам, с 1 января мы должны будем сделать его частным, процент муниципалитета должен быть не выше 25%, иначе мы не подходим под критерии федеральной программы, а это около 13 миллионов долларов на улучшение инфраструктуры города. Мы хотели бы принести их в город, чтобы сделать качественной и надежной всю инфраструктуру водоподачи и водоотведения. Это, в конце концов, экология и то же санитарно-эпидемиологическое благополучие. Эти 13 миллионов долларов, грамотно инвестированные в инфраструктуру, – задел для будущего.
— А почему в долларах оценивается, а не в рублях?
— Это международный банк развития и реконструкции. И доллар у них – составляющая единица. Это международная программа, в которой участвует и Россия. В эту программу крайне важно попасть, и мы стоим перед дилеммой обратной приватизацией предприятия, которое поставили под свой контроль муниципалитета.
— А в чьи руки вы бы отдали «Тепловодоканал»?
— В чьи руки отдали бы предприятие? Даже на сегодняшний день вопрос этот просто-напросто неразрешимый, потому что концепция это сегодня только обсуждается, обсуждается концепция поиска инвестора. Если отдавать предприятие, если кто-то будет зарабатывать здесь, то, конечно, это должен быть инвестор, который принесет и вложит свои какие-то деньги. Потому что сегодня это предприятие с уставным капиталом в 10 тысяч рублей.
— Муниципальная собственность…
— Муниципальная инфраструктура, переданная на условиях аренды. Оно не будет передаваться в собственность.
14.11.2010