О состоянии атмосферного воздуха в Братске
С докладом о состоянии атмосферного воздуха на депутатских слушаниях выступила начальник Братского центра по гидрометеорологии Елена Терещук.
С первых же слов стало ясно: ситуация критическая. «Уровень загрязнения атмосферного воздуха на протяжении последних 5-6 лет остается очень высоким», — констатировала Елена Валерьевна. Представленные данные показывают систематическое превышение предельно допустимых концентраций по целому ряду опасных веществ:
- Бенз(а)пирен — превышение в 4,0–7,2 раза ежегодно с 2018 по 2022 годы;
- Диоксид азота — превышение в 1,5–1,8 раза в те же годы;
- Взвешенные частицы РМ-2.5 — превышение в 1,2 раза в 2023 году;
- Сероводород — превышение в 1,2–2 раза с 2018 по 2021 годы.
Отдельного внимания заслуживают разовые концентрации, когда содержание вредных веществ в воздухе достигало пиковых значений:
- 2020 год: сероуглерод — 3,0 ПДК;
- 2021 год: озон — 2,7 ПДК;
- 2022 год: фтористый водород — 2,8 ПДК;
- 2023 год: этилбензол — 4,5 ПДК, стирол — 3,3 ПДК;
- 2024 год: твердые фториды — 3,3 ПДК, фенол — 2,3 ПДК.
Эти цифры особенно тревожны, если учитывать, что большинство из перечисленных веществ относятся к первому и второму классам опасности — то есть являются высоко- и чрезвычайно опасными для здоровья.
В ходе обсуждения депутаты поинтересовались техническим оснащением лабораторий. Елена Валерьевна подробно рассказала о произошедшей модернизации:
— С 2020 года по федеральной программе «Чистый воздух» была модернизирована наша сеть. Установлены 5 автоматических станций контроля, приобретена передвижная экологическая лаборатория на базе «Газели», хроматографический комплекс. Если раньше пробы на бенз(а)пирен отправляли в Иркутск, то сегодня все анализы делаем в своей лаборатории.
На вопрос о регулярности поверки оборудования она заверила:
— Оборудование проходит ежегодную поверку. Если не успевает пройти — его консервируют, на нем не работают.
Одним из самых практических вопросов стал алгоритм действий для жителей при обнаружении неприятных запахов или подозрении на выброс.
— У нас частенько жалуются жители частного сектора, что бывает запах стоит, — привел пример депутат. — Как в моменте зафиксировать выброс? Куда звонить, чтобы оперативно приехала лаборатория?
Заведующий отделом экологической безопасности администрации города Гарик Гаспарян разъяснил процедуру:
— Обращения могут быть в контролирующие органы — Росприроднадзор или службу государственного экологического надзора Иркутской области. Предприятия находятся на федеральном и региональном контроле. Обратиться можно через сайты этих организаций или по телефону.
Он отметил, что реагирование происходит достаточно оперативно, хотя и не мгновенно:
— Я не говорю, что прямо через час-два-три они выедут, но оперативность можно обеспечить.
Елена Валерьевна объяснила, что климатические особенности Братска создают идеальные условия для накопления вредных веществ в воздухе.
— У нас устанавливается мощный сибирский антициклон со слабыми ветрами, — рассказала она. — Повторяемость слабых ветров составляет 50-70%, а инверсий — 40-50% за год. Такие условия создают застой воздуха и определяют чрезвычайно низкую рассеивающую способность атмосферы.
Фактически Братск представляет собой природную «кастрюлю с крышкой», где все выбросы промышленных предприятий накапливаются в приземном слое воздуха, которым дышат жители.
После доклада депутаты один за другим задавали острые вопросы, требуя назвать виновников ухудшения экологической обстановки.
— Не могли бы вы по секрету, чтобы никто не знал, сообщить нам, что это за предприятия? — с иронией спросил один из депутатов.
Гарик Гаспарян попытался смягчить накал дискуссии:
— Каждое предприятие обязано сдавать отчетность, где расписывает, какие выбросы и в каком объеме они производят. Это проверяется Росприроднадзором.
Но депутаты настаивали на конкретике. В ходе обсуждений все же прозвучало, что основные источники бенз(а)пирена — предприятия РУСАЛа, а ароматические углеводороды и сероуглерод — в зоне ответственности группы «Илим».
Особенно депутатов интересовала причина резких колебаний показателей в разные годы. Почему в 2021-2022 годах нам жилось замечательно, выбросов не пахло, а потом ситуация ухудшилась? — спрашивали они.
Елена Валерьевна объяснила это метеорологическими условиями:
— В 2022 году, если помните, летом шли осадки на протяжении четырех месяцев. Осадки — это мощный фактор вымывания примесей из атмосферы.
Однако такое объяснение удовлетворило не всех.
— Мы хотим понять, как нам сделать так, чтобы жить в Братске комфортно и свежо, — заявил один из депутатов.
В заключение Елена Валерьевна назвала ключевые направления работы, но главный вопрос остался открытым: когда воздух в Братске по-настоящему чистым?
Будьте в курсе последних новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь и узнавайте о событиях в Братске первыми!
