О реализации проекта «Чистый воздух»

О реализации проекта «Чистый воздух»

Во вторник собралась постоянная депутатская комиссия по экологии, заседание провел заместитель председателя комиссии Артём Семенков. В повестке ключевые для промышленного города вопросы: ход реализации федерального проекта «Чистый воздух», санитарно-эпидемиологическое благополучие горожан и острая проблема возврата экологических платежей в городской бюджет.

Проект «Чистый воздух»: инвестиции, тонны и темпы

С докладом о реализации масштабного федерального проекта выступил Гарик Гаспарян, заместитель председателя комитета промышленности и транспорта администрации города. Он сообщил, что комплексный план мероприятий включает 40 позиций, 6 из которых — региональные. Общий объем инвестиций в модернизацию промышленных гигантов оценивается в 27 миллиардов рублей, а федеральное софинансирование составляет 2,16 миллиарда.

— По предприятиям 1-й и 2-й категории опасности запланировано 23 мероприятия, — рассказал Гарик Гаспарян. — На сегодняшний день завершено 15. План снижения выбросов к декабрю 2026 года — 8.076,82 тонны в год. Фактически на 1 октября достигнуто снижение на 5.588,83 тонны, из которых Росприроднадзор уже подтвердил 5.219,9 тонны. Остальные находятся на стадии верификации. С предприятиями 3-й и 4-й категории ситуация лучше: все 11 запланированных мероприятий выполнены. Планировалось снижение на 64,4 тонны в год, а фактический результат составил 91,68 тонны, и он уже подтвержден контролирующим ведомством.

Гарик Гаспарян детализировал вклад каждого из четырех ключевых предприятий-загрязнителей, особо отметив масштабные технологические преобразования:

ПАО «РУСАЛ Братск» с бюджетом в 12,3 миллиарда рублей планирует снизить выбросы на 5,7 тысячи тонн. Ключевым направлением является внедрение технологии «Эко Содерберг» в корпусах электролиза, которая кардинально повышает экологичность процесса. Параллельно вводятся высокоэффективные сухие и мокрые газоочистные установки, оптимизируется состав сырьевых масс и ведется постоянный мониторинг.

Братская энергетическая компания (БЭК) инвестирует 3,7 миллиарда рублей в поэтапную модернизацию электрофильтров и циклонов, а также в вывод из эксплуатации устаревших котельных, таких как Галачинская. План в 1,18 тысячи тонн снижения уже достигнут.

АО «Группа Илим» с самым крупным бюджетом в 10,9 миллиарда рублей планирует снизить выбросы на 1,3 тысячи тонн. На сентябрь достигнуто 0,3 тысячи тонн. Мероприятия включают установку скрубберов, модернизацию газоочистных сооружений на котлах №14 и №16, а также реконструкцию потоков каустизации и регенерации извести.

Братский завод ферросплавов (БЗФ) с бюджетом около 500 миллионов рублей выполнил свой план по снижению на 0,95 тысячи тонн за счет организации системы улавливания и последующей очистки дымовых газов от рудно-термических печей.

Отдельно Гарик Давидович осветил ход газификации частного жилого сектора, которая является зоной ответственности администрации и критически важна для снижения «непромышленных» выбросов.

— Для этого создан специализированный отдел, проведено три отбора подрядчиков, — пояснил он. — По первому отбору (2025 год): смонтировано внутридомовое газовое оборудование в 38 домах, и в этих же 38 домах осуществлен пуск газа. По второму отбору: оборудование смонтировано в 100 домах, системы отопления установлены в 52, но газ пущен только в 3 домах. По третьему отбору (на 10 ноября): разработано 80 проектно-сметных документаций, смонтировано оборудование в 65 домах, установлено 4 системы отопления.

Успехи есть, но появляются новые угрозы

Доклад Гарика Гаспаряна отлично дополнило выступление Сергея Боброва, начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора, основанное на данных многолетнего мониторинга. Доклад показал независимую оценку эффективности принимаемых мер и указало на новые, неучтенные вызовы.

— С 2019 года наша служба ведет социально-гигиенический мониторинг на постоянной основе, — начал Сергей Бобров. — За 10 месяцев текущего года в Братске проведено 8.459 исследований атмосферного воздуха.

Озвученная им статистика свидетельствует о положительной, но неравномерной динамике.

— Превышение предельно допустимых концентраций по среднесуточным показателям зарегистрировано по четырем веществам: бенз(а)пирену, бензолу, формальдегиду и ряду других органических соединений, — констатировал докладчик. — Однако главная тревога связана с появлением в пробах новых, ранее не фиксируемых в таких объемах загрязнителей.

Именно эта часть доклада стала наиболее интересной.

— Мы регулярно регистрируем вещества, которые ранее не заявлялись предприятиями в своей отчетности, — заявил Сергей Бобров. — Речь идет о пропан-1-тиоле, 1-бутантиолах и других продуктах серосодержащих соединений, так называемых меркаптанах, обладающих крайне неприятным запахом и вредным воздействием. Предполагаем, что их источником могут быть лесопромышленные предприятия и целлюлозно-бумажный комбинат, но на данном этапе это лишь косвенные данные, требующие тщательной проверки.

Сергей Бобров подчеркнул, что система реагирования на новые вызовы работает.

— При обнаружении таких веществ информация в оперативном порядке доводится до администрации города и Росприроднадзора. Данные вопросы уже обсуждались на уровне области и губернатора, — сообщил он.

Отвечая на вопрос депутатов о том, кто должен выявлять источники новых загрязнений, Сергей Бобров разграничил зоны ответственности:

— Каждое предприятие обязано представлять в Росприроднадзор отчетность по форме 2-ТП и составлять паспорта источников выбросов, основанные на применяемых технологиях. Наша же задача в рамках лабораторного мониторинга — фиксировать фактические концентрации в атмосфере и вносить предложения по включению новых веществ в перечень для постоянного контроля. Если в отчётах предприятий указанные вещества отсутствуют, это фиксируется, и информация направляется в контролирующие органы для выяснения и принятия мер.

Выступление Сергея Анатольевича внесло важнейший корректив в общую картину: несмотря на миллиардные инвестиции и снижение валовых выбросов по основным веществам, реальная экологическая ситуация остается динамичной и сложной. Появление новых, неучтенных загрязнителей свидетельствует о том, что система контроля и нормативного регулирования должна успевать за меняющейся промышленной реальностью, а усилий только по выполнению формальных планов мероприятий может оказаться недостаточно для обеспечения действительного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Жесткие квоты и технологический тупик

С детальной информации о реализации экологического проекта выступили представители трёх градообразующих предприятий. Первым слово взял Сергей Коноплёв,  директор филиала «Байкальской энергетической компании». Его выступление внесло некий диссонанс в оптимистичную статистику, обнажив серьезные системные проблемы, стоящие на пути выполнения федерального проекта.

— Мы выполнили практически все мероприятия по котельной на ТЭЦ-6, — начал Сергей Иванович. — Котлы №3 и №5 уже переведены на новые экологические стандарты, по котлу №7 сейчас проходят наладочные работы электрофильтра. Его запуск планируем в течение недели. Параллельно идёт замена газоочистного оборудования — демонтаж завершён, монтаж нового запланирован на осень следующего года.

Однако вслед за этим перечнем выполненных работ прозвучала главная тревога энергетиков, связанная с политикой квотирования выбросов.

— По проекту «Чистый воздух» квоты для нас критичны. Возникает серьёзная проблема: Росприроднадзор довёл нам квоты на выброс золы — 549 тонн в год. Это по сути требует снижения примерно на 80% от уровня 2017 года, — заявил Сергей Коноплев. — Это нереалистично. Даже при полной замене всех фильтров и завершении всех запланированных мероприятий мы не сможем достигнуть такого уровня. Единственный радикальный способ выполнить эти требования — ограничить выработку энергии до тех уровней, при которых можно обеспечить такие выбросы.

Не менее остро стоит и вопрос сероочистки.

— Для некоторых котлов установка систем сероочистки — это дорогостоящее оборудование, которое раньше применялось редко, так как содержание серы в нашем угле невысокое, около 0,7–0,8%, то есть ниже 1%. Тем не менее, квоты по сере также нам выставлены, хотя фактические выбросы невелики, — пояснил он.

Директор БЭК указал и на ключевую проблему, решение которой не в его компетенции, — проблему газификации.

— Перевод на газ ТЭЦ-7 не состоялся. Строительство газопровода — прерогатива «Газпрома»; на правом и левом берегах существуют нерешенные проблемы проектирования и финансирования. Если левый берег не будет газифицирован, задача кардинального снижения выбросов становится практически невыполнимой, — констатировал он.

При этом Сергей Коноплёв отметил, что устанавливаемые электрофильтры имеют высокий КПД в 98–99%, аналогичный тому, что используется на других модернизированных котлах.

— Если будет принято стратегическое решение о переводе на газ — это значительно упростит ситуацию и позволит выйти на требуемые показатели, — резюмировал директор БЭК.

Технологический прорыв или точечная модернизация?

Следом с развернутым отчетом о выполнении мероприятий в рамках федерального проекта «Чистый воздух» выступил представитель ПАО «РУСАЛ Братск» (БрАЗа) — Александр Гавриленко, директор по экологии БрАЗа. Его доклад продемонстрировал масштабный и капиталоемкий подход к решению экологических проблем.

— Наш завод реализует комплекс мероприятий с общим бюджетом 12,3 миллиарда рублей, — начал докладчик. — Ключевой задачей является снижение валовых выбросов на 5,7 тысячи тонн в год, и мы уверенно движемся к этому показателю.

Он подробно остановился на основных направлениях модернизации, которые носят не точечный, а системный характер.

— Фундаментом нашей экологической стратегии является планомерный перевод электролизных корпусов на современную технологию «Эко Содерберг». Эта технология позволяет кардинально сократить выбросы бенз(а)пирена и смолистых веществ на этапе электролиза, — пояснил представитель компании. — Параллельно мы осуществляем масштабный проект по вводу в эксплуатацию новых газоочистных установок.

Докладчик уточнил, что речь идет как о сухих, так и о мокрых системах очистки, которые обеспечивают улавливание более 99% загрязняющих веществ.

— Помимо этого, ведется постоянная работа по оптимизации сырьевых масс, — добавил он. — Мы снижаем содержание вредных компонентов в шихте, что в совокупности с модернизацией газоочисток дает кумулятивный эффект. На предприятии внедрена система автоматического мониторинга, которая в режиме реального времени отслеживает ключевые параметры выбросов.

Отвечая на вопросы депутатов о соответствии графика, представитель БрАЗа подтвердил, что освоение средств и выполнение мероприятий идет в запланированном темпе.

— На текущий момент фактически освоено 10,8 миллиарда рублей из запланированных 12,3 миллиарда, — привел он конкретные цифры. — Ожидается, что оставшиеся работы будут выполнены в установленные сроки, и мы не только выйдем на целевые показатели, но, по некоторым позициям, и превзойдем их.

Лесопромышленный гигант вкладывает миллиарды, но отстает от графика

С развернутым, но вызвавшим вопросы докладом о ходе экологической модернизации выступила Галина Быстрова, главный эколог филиала АО «Группа Илим» в Братске. Её рассказ высветил как масштабность запланированных преобразований, так и серьезное отставание от собственных планов по ключевому показателю — снижению выбросов.

— Бюджет экологической модернизации нашего предприятия является одним из самых значительных и составляет 10,9 миллиарда рублей, — заявила докладчик. — Целевой показатель — снижение валовых выбросов на 1,3 тысячи тонн в год.

Однако сразу же прозвучала цифра, обозначившая проблему: на текущий момент, по данным на сентябрь, достигнуто снижение лишь на 0,3 тысячи тонн. Это свидетельствует о том, что большая часть работы еще впереди, а график может быть сжат до предела.

Представитель компании подробно остановилась на технологических мерах, которые должны обеспечить выполнение плана:

— Ключевым направлением является кардинальная модернизация газоочистного хозяйства. Мы ведем масштабную установку скрубберов — высокоэффективных аппаратов для очистки газов от диоксида серы и твердых частиц. Особое внимание уделяется реконструкции систем на котлах №14 и №16, которые являются значимыми источниками выбросов.

Кроме того, в перечень мероприятий вошли: модернизация систем утилизации парогазов, что позволит сократить выбросы летучих органических соединений; реконструкция потоков каустизации и регенерации извести на целлюлозном производстве; замена и модернизация устаревших генерационных котлов.

Доклад прозвучал на фоне более раннего заявления руководителя Роспотребнадзора, который сообщил о фиксации в воздухе Братска новых, неучтенных ранее серосодержащих веществ — меркаптанов.

— Мы внимательно изучаем данные, предоставленные Роспотребнадзором, и проводим собственные исследования для идентификации всех источников выбросов, — отметила в ходе дискуссии Галина Быстрова, косвенно отвечая на претензии надзорного ведомства.

Природоохранная прокуратура предупреждает

Важный правовой акцент в экологическую дискуссию внесла Надежда Кулешова, природоохранный прокурор Братской межрайонной природоохранной прокуратуры. Её выступление четко обозначило, что за ходом реализации федерального проекта ведется не только административный, но и строгий юридический контроль.

— Хочу напомнить собравшимся, что на территории города реализуются две взаимосвязанные программы: федеральный проект «Чистый воздух» и эксперимент по квотированию выбросов, — начала она. — В рамках квотирования для каждого предприятия не только определяется перечень объектов, оказывающих негативное воздействие, но и устанавливаются предельно допустимые уровни выбросов. Все эти планы согласуются на уровне федеральной межведомственной комиссии и являются обязательными для исполнения.

Прокурор прямо указала на проблемные моменты, которые уже были озвучены ранее представителями предприятий.

— Мы понимаем, что эксперимент по квотированию на практике сталкивается с рядом проблематичных вопросов. Однако это не снимает с хозяйствующих субъектов ответственности за выполнение утвержденных мероприятий, — подчеркнула Надежда Кулешова. — С нашей стороны уже принимаются меры прокурорского реагирования. В случае невыполнения или существенного отставания от мероприятий, предусмотренных как проектом «Чистый воздух», так и планами в рамках квотирования, нами будут задействованы все предусмотренные законом инструменты. Это включает в себя направление исковых заявлений в суд и возбуждение дел об административных правонарушениях для принудительного исполнения установленных требований.

Её заключительные слова прозвучали как четкий и недвусмысленный сигнал для всех промышленных предприятий города.

— Наша первоочередная задача — обеспечить неукоснительное выполнение тех мероприятий, которые были разработаны самими предприятиями, прошли все стадии согласования и утверждены в установленном порядке. Никакие ссылки на технические или финансовые трудности не могут служить оправданием для срыва утвержденных сроков.

Это выступление поставило все предыдущие доклады в строгие правовые рамки, показав, что дискуссия о «технических сложностях» и «нереалистичных квотах» может в скором времени перейти из плоскости обсуждений в плоскость судебных разбирательств и существенных штрафных санкций.

Будьте в курсе последних новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь и узнавайте о событиях в Братске первыми!

Поделиться в соцсетях или по почте:
Копирование невозможно!