Пассажир — лучший контролёр

Пассажир — лучший контролёр

Традиционный брифинг, посвященный итогам работы комитета промышленности и транспорта и планам на 2023 год состоялся во вторник в администрации Братска. Председатель комитета Юрий Бак, заведующий отделом охраны окружающей среды Николай Юшков, директор МУП «Центральное автотранспортное предприятие» Александр Кузнецов и главный инженер, заместитель директора МП «Братское троллейбусное управление» Александр Юферев рассказали о работе общественного транспорта, создании и развитии сопутствующей инфраструктуры, реализации федерального проекта «Чистый воздух» и муниципальной программы по охране окружающей среды. В брифинге также приняли участие заведующий отделом транспорта Евгения Чайкисова, ведущий специалист отдела транспорта Екатерина Москалёва и консультант по работе с СОТ и ГСК Роман Феодосов.

Работа общественного транспорта
Председатель комитета промышленности и транспорта Юрий Бак рассказал журналистам, что на сегодняшний день 86 маршрутов общественного транспорта обслуживают 6 предприятий-перевозчиков. При этом почти половина маршрутов приходится на муниципальные «Центральное автотранспортное предприятие» и «Братское троллейбусное управление». Остальные обслуживают частные перевозчики: ООО «ПАП», ООО «Сибстройкар», ИП Смирнов и ООО «БАХ-Управление».

— Общественный транспорт является одной из ключевых отраслей городского хозяйства, где качество предоставляемых услуг во многом зависит и от нас, и от предприятий, которые работают в нашем городе, — рассказал Юрий Бак. — Подводя итоги работы перевозчиков в 2022 году, можно отметить, что выполнение рейсов по всем предприятиям составило 97%, были сходы транспорта с маршрутов, связанные с болезнью водителей, поломками транспорта и другими причинами. Все эти случаи были рассмотрены, потому что ежедневно мы ведем диспетчерский контроль, каждый невыход транспорта на линию обсуждается, принимается соответствующие меры. И, говоря о планах на 2023 год, хочется, чтобы руководители продолжили совершенствовать свою работу. Хотелось бы, конечно, чтобы частные предприятия занимались уже закупкой новой техники, потому что у нас поступают периодически жалобы на содержание и состояние автобусов. Мы понимаем, что есть проблемы с ценовой политикой — стоимость автобусов уже составляет от 15 до 20 миллионов рублей, это очень большие деньги. Стоимость троллейбусов уже перешагнула 25 млн рублей и доходит до 30 миллионов. Но работу в этом плане мы будем продолжать, есть у нас соответствующая программа в городе. Как бы то ни было, идет улучшение обслуживания пассажиров, в этом направлении мы также стараемся работать. На муниципальных маршрутах мы стараемся работать по контрактам — они у нас заключаются на период до года, естественно, это влияет на инфляцию. Мы хотели бы иметь долгосрочные контракты, но не получается в связи с инфляцией, ростом цен на топливо, запасные части, обслуживание и т.д. Работая по контрактам, нам проще отследить соблюдение графика, предъявить претензии и штрафные санкции к перевозчикам, допустившим нарушения.

Юрий Бак отметил, что, говоря о комфорте в общественном транспорте, нельзя не отметить уровень культуры самих пассажиров. Некоторые братчане, к сожалению, проявляют агрессию и хамство в адрес водителей и кондукторов, других пассажиров. Случались конфликты, при которых требовалось вмешательство полиции. В частности, речь идет о распитии пива и другого алкоголя в общественных местах — автобусах и троллейбусах. Кроме того, Юрий Бак призвал уступать места пассажирам преклонного возраста и людям с ограниченными возможностями, вместе беречь имущество города — троллейбусы и автобусы.

Электронные указатели, «Умный транспорт» и QR-коды
Продолжается работа по совершенствованию остановочных пунктов — в прошлом году было установлено 5 электронных информационных табло, на сегодняшний день в Братске насчитывается 22 таких указателя. В 2023 году по просьбам горожан планируется смонтировать еще 3 табло, на проспекте Ленина и улицах Комсомольской и Наймушина (первая остановка по ходу движения в сторону Зябы). По словам Юрия Бака, время от времени в работе указателей возникают неполадки — так, в 20-х числах февраля планируют запустить табло на улице Крупской, которое находится в ремонте. Специалисты не исключают, что оно вышло из строя в результате постороннего вмешательства.

Вскоре пассажиров автобусов и троллейбусов ожидает новшество — на павильонах общественного транспорта разместят QR-коды. Отсканировав их, братчане смогут перейти по ссылке и получить информацию о том, куда можно уехать с этой остановки, и в течение какого времени придет тот или иной транспорт. В ближайшие 2 месяца порядка 80 табличек с QR-кодами будут размещены на остановках и в близлежащих магазинах, поликлиниках, учебных заведениях и т.д.

Контроль работы транспорта вышел на новый уровень
Благодаря повсеместному внедрению системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и созданию Единой диспетчерской службы контроль работы перевозчиков удалось вывести на принципиально новый уровень. С 6:00 до 24:00 диспетчеры в реальном времени отслеживают время выхода транспорта на линию (130 единиц и более), соблюдение графика и остановок на маршруте, фиксируют сходы с линии и прочие нарушения, принимают звонки, информируют об изменениях и т.д.

— Я, конечно, благодарен за то, что жители звонят иногда сами. Я уже говорил, что пассажир — действительно у нас лучший контролер, они могут нам и посоветовать, и подсказать. И в целом единая диспетчерская — наш большой помощник. Если вернуться на 4 года назад, когда количество жалоб превышало 600-700 в год, то можно отметить их резкое снижение. В 2022 году поступило около 150 жалоб и предложений, причем, некоторые братчане говорили о том, какой пришел автобус, насколько он чистый, отмечали сломанные сиденья и говорили, что им не выдали билет. Все эти жалобы были отработаны, все доводились до руководителей предприятий-перевозчиков. Виновные лица привлекались к наказанию, — подчеркнул Юрий Бак.

7 предложений братчан внедрили в 2022 году
Как сообщалось ранее, по предложениям горожан на смену коммерческому маршруту №53 пришел муниципальный маршрут №54, в результате чего жители 22 микрорайона могут передвигаться в комфортном надежном автобусе. Отлажена работа маршрута №52, связывающего улицу Советскую и Центральный рынок. В планах — запустить на нем автобусы большой вместимости и добавить дополнительные машины. По просьбам прихожан храма всех святых, в земле Российской просиявших, удалось договориться, чтобы водители автобусов №42 по выходным заезжали на разворотную площадку и привозили верующих на службы. Обращения жителей Южного Падуна учли при создании нового маршрута №30 (он придет на смену маршруту №15А), который предусмотрели, прежде всего, для перевозки школьников, посещающих Дворец детского и юношеского творчества и коллективы Дворца искусств в Энергетике.

— Очень много жалоб поступало и поступает на работу маршрута №4 «Гидростроитель-Падун». Люди говорят, что автобусов мало, в утреннее время они постоянно переполнены, пассажиры жалуются на состояние салона. Наши специалисты выезжали с проверками, факты подтвердились. В автобусах сломаны сиденья, разорваны подушки на них. Вместо 14 автобусов, которые должны ежедневно выходить на линию по условиям заключенного соглашения, было порядка 8-10 машин максимально. И коллегиально было принято решение, что необходимо там содержать наш, муниципальный, маршрут. Мы в прошлом году провели замеры, подготовили паспорт нового маршрута №14, который свяжет Гидростроитель, Энергетик, Падун, КПП. Автобус будет делать разворот в индивидуальной части Падуна и возвращаться обратно. Маршрут позволит добираться без пересадок и будет очень удобен для пассажиров. К лету мы объявим аукцион, перевозчик будет определен и на этом маршруте будет работать порядка 4-6 машин — определимся чуть позже, — рассказал Юрий Бак. — Мы не гонимся за тем, чтобы большинство маршрутов были прибыльными, большинство муниципальных маршрутов носят социальную направленность, и мы зачастую видим, что перевозим мало пассажиров, но мы прежде всего работаем для жителей. Да, городской бюджет несет немалые затраты, но зато мы знаем, что наши пассажиры транспортом обеспечены и ездят в комфортных условиях. Стараемся, чтобы транспорт был теплый, чтобы ходил по расписанию.

«Чистый воздух» = 45 новых троллейбусов + 40 новых автобусов
Юрий Бак рассказал о мероприятиях по обновлению транспорта в рамках Комплексного плана реализации федерального проекта «Чистый воздух» национального проекта «Экология». Напомним, в 2022 году были проведены аукционы по приобретению 20 троллейбусов, еще 5 удалось закупить благодаря сложившейся экономии в результате торгов. А уже в декабре разыграли аукцион на поставку еще 20 троллейбусов в 2023 году. 2 машины уже доставлены в Братск, еще 3 — в пути.

— Речь идет не столько об обновлении парка МП БТУ. У нас есть экологическая программа и мы ее должны выполнять. Нам необходимо снизить объем выбросов на 20%, в том числе, и за счет общественного транспорта. В МУП ЦАП насчитывается уже 33 автобуса, работающих на газомоторном топливе, и мы будем продолжать приобретать их. Троллейбусы, которые приобретаются, будут постепенно заменять автобусы, работающие на дизельном топливе и бензине. И я думаю, мы поставленную задачу выполним, — рассказал Юрий Бак.

На вопрос журналистов о том, почему на информационном табло нового троллейбуса, изготовленного в Минске, во время обкатки отображались названия остановок Новосибирска, Юрий Бак ответил, что это табло изготовлено в Новосибирске и установлено на белорусскую машину. Оно работало в тестовом режиме. На будущей неделе работники БТУ планируют провести настройку системы «ЭРА-ГЛОНАСС», проехав по всем остановкам Центрального района и записав их в программу. А в двадцатых числах февраля братчане уже смогут «обновить» троллейбус и убедиться, что он абсолютно новый и комфортный — в нем есть даже кондиционер.

По словам Юрия Бака, сегодня в Братском троллейбусного управления насчитывается 56 троллейбусов, самому старому из которых исполнился уже 41 год. На линию ежедневно выходят 30 машин, они обслуживают 5 маршрутов. Председатель комитета промышленности и транспорта выразил особую благодарность работникам предприятия, которым удается поддерживать ветхие троллейбусы в работоспособном состоянии.

Новые маршруты для удобства горожан
После выхода на линию новых троллейбусов планируется открыть несколько новых маршрутов. Уже практически готов к запуску маршрут №6, который объединит 23, 26 микрорайон, улицы Комсомольскую, Янгеля и автостанцию. На нем будут работать 4 машины. Подготовка обошлась бюджету Братска в 600 тысяч рублей. Маршрут был задуман после того, как после капремонта открыли движение по участку улицы Комсомольской — братчане, привыкшие добираться с Телецентра и улицы Обручева в 23 микрорайон, возмутились, что троллейбусы №1 и №2 вернулись на прежние маршруты. Подходит к концу подготовка к открытию еще одного троллейбусного маршрута, который пройдет от автостанции по улицам Мира, Гагарина, Крупской и т.д.

— С чем это связано? На протяжении двух лет ремонтом занимались улицы Комсомольской, и были у нас большие проблемы с движением. Сейчас этих проблем не должно быть. Сейчас мы постараемся запустить так маршруты, чтобы у нас две улицы параллельно работали. Даже если на одной улице возникнут какие-то аварийные ситуации, например, на Комсомольской, можно будет перейти на улицу Мира и продолжить движение, — подчеркнул Юрий Бак. — Или зимой бывают ситуации с обрывами контактной линии.

Маршрут троллейбуса, который свяжет ДОСААФ, улицы Энгельса и Обручева — также в планах на ближайшее будущее. Как и маршрут через улицу Южную. Есть задумка проложить и линию до Северного Артека, но прежде нужно провести реконструкцию старой падунской трассы.

МП БТУ и МУП ЦАП приглашают водителей для новой техники
Реализовывать смелые планы пока мешает серьезный дефицит водителей. Руководство БТУ пошло на беспрецедентные меры, сделав подготовительные 6-месячные курсы бесплатными, хотя в других городах плата за обучение достаточно высокая. Юрий Бак выразил надежду, что с приходом новых троллейбусов найдется много желающих водить красивые и комфортные машины. В БТУ также подняли заработную плату, рассчитывая привлечь новые кадры. Сложность в том, что готовых специалистов практически нет — их приходится долго учить и стажировать.

Актуальная кадровая проблема и для МУП ЦАП — там не хватает порядка 16 водителей даже без учета прибавки маршрутов. В то же время, парк предприятия в 2023 году пополнится новыми газовыми автобусами — 31 уже закуплен и придет в Братск в первом полугодии, а на сэкономленные на торгах средства до конца года приобретут еще порядка 8-9 машин большой вместимости. Распределить автобусы планируют по существующим и новым маршрутам, предварительно замерив и оценив пассажиропоток.

Новые остановки и современные технологии
Во время брифинга поступил вопрос от жителя Энергетика с просьбой продлить маршрут №30 до остановки «ГЭС». Однако Юрий Бак пояснил, что в имеющихся условиях сделать это нельзя. Но как только пройдет реконструкция улицы Студенческой с установкой светофора на перекрестке и созданием разворотной площадки, туда начнут ходить автобусы маршрута №55.

Возник вопрос о работе мобильного приложения «Умный транспорт» — периодически с экранов смартфонов «исчезают» отдельные автобусы, которые находятся на линии. Юрий Бак объяснил это сбоями в работе оборудования системы «ЭРА-ГЛОНАСС» — периодически датчики выходят из строя, но поломки устраняют в течение суток. Уточнить информацию о рейсах в таких случаях можно по телефону Единой диспетчерской службы: 8 (3953) 349-077.

Интересовались участники брифинга и содержанием автостанции в Падуне. По словам Юрия Бака, этот объект давно утратил статус автостанции и сегодня является обычной посадочной площадкой. И потому сопутствующую инфраструктуру там создавать не планировалось. Однако за чистотой и порядком там намерены следить.

Предложение приобрести для Братска электробусы, чтобы сэкономить на строительстве контактной сети, специалисты сходу отмели. По словам Юрия Бака, экономия эта мнимая, поскольку одна такая машина стоит 45 миллионов рублей (почти как 2 троллейбуса), при этом срок службы аккумулятора в условиях, когда температура может упасть до -52 градусов, не превышает 2 лет. Показательный пример — троллейбусы с аккумуляторами, вышедшими из строя менее, чем через 3 года.

Не нашло поддержки и пожелание внедрить в частных автобусах безналичную оплату проезда. Юрий Бак отметил, что после долгих переговоров удалось добиться, чтобы коммерческие перевозчики начали возить льготников по электронным проездным, и это стоило больших трудов, поскольку затраты им компенсируют с опозданием. Однако принимать платежи по банковским картам перевозчики наотрез отказались. Им это просто невыгодно — обслуживание кассового аппарата «съедает» 6% стоимости билета, банк тоже берёт комиссию.

— Мы пытались с ними об этом говорить, — рассказал Юрий Бак. — Но ответили, что они работать так не будут.

Строго говоря, невыгодны безналичные платежи и муниципальным перевозчикам, но в муниципальном автобусе или троллейбусе картой платить можно.

Сезонные маршруты
Юрий Бак отметил, что в летний период в Братске была организована работа 13 сезонных маршрутов, 10 из которых обслуживает МУП ЦАП. И все они, по оценке председателя комитета промышленности и транспорта, отработали достаточно хорошо. Расписание движения дачных автобусов практически не меняется, но, тем не менее, по просьбам садоводов дачного массива «Дунайка» принято решение в 2023 году предусмотреть дополнительный рейс автобуса №115 в 7:20, чтобы люди успевали на работу к восьми утра. В прошлом году провели ремонт дороги к «Дунайке», а нынешним летом в план включили ремонт дороги к товариществу «Учитель», которую в прошлом году размывало дождями — ее отсыплют щебнем.

Больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе!

Поделиться в соцсетях или по почте:
Копирование невозможно!