БДТ + БДТ = Большие гастроли
С 20 по 22 апреля в Братске проходят «Большие гастроли». В эти дни на сцене Братского драматического театра выступают актеры Балашовского драматического театра. Театральные гости привезли в наш город сказку для детей «Про Иванушку-дурачка», а для взрослых — комедии «Мужчины НЕ ТАНЦУЮТ стриптиз» и «Последний пылкий влюблённый», а также мюзикл «Вожак». Билеты на эти спектакли были раскуплены задолго до начала гастролей.
«Большие гастроли» организованы ФГБУК РОСКОНЦЕРТ согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры России. По этому же плану Минкультуры Братский драматический театр ответно посетит Балашов, где на сцене БДТ (надо же как совпали аббревиатуры!) братчане с 27 по 30 апреля покажут читакль «Сказки Шергина», а также комедии «Человек из Подольска», «Камедыя» и «Женитьба Белугина».
Вчера в театральном кафе Братского драматического театра прошла пресс-конференция по теме «Больших гастролей», правда, журналистов оказалось меньше, чем спикеров, впрочем этом компенсировалось интересной беседой. С братскими журналистами общались заслуженный артист РФ, художественный руководитель Балашовского драматического театра Владимир Попов, директор Балашовского драматического театра Татьяна Чучкова, артист Балашовского драмтеатра, преподаватель актёрского мастерства Денис Майданюк, директор Братского драматического театра Любовь Кудряшова. Также в пресс-конференции приняли участие артисты Балашовского театра, а это около 30 человек.
Балашов — небольшой город в Саратовской области с богатой театральной культурой. Балашовский драматический театр открылся в 1897 году. И через какие потрясения ни проходила наша страна, театр продолжал работать — и в гражданскую войну, и во время Великой Отечественной войны. За более чем столетнюю историю театром поставлены более тысячи спектаклей. Несмотря на колоссальный опыт, состав актеров театра достаточно молодой и поддерживается открытым в 2002 году театральным отделением при колледже искусств. Сейчас средний возраст актеров Балашовского драмтеатра — 34 года.
Братск для Балашова — это очень далекие гастроли. Пять тысяч километров в одну сторону, дорогой перелет на самолете, восемь дней пути для двух фур с театральным реквизитом. Сначала думали, что подобные гастроли нереальны, но… всё получилось.
Как рассказала Любовь Кудряшова, всего в программу «Больших гастролей» в этом году попали 98 театров России. Обменные творческие туры – это огромные расходы: в этот раз четыре миллиона рублей на два театра. И они никогда бы не состоялись, если бы не государственная поддержка. Художественный руководитель БДТ Владимир Попов подтвердил, что и у них, конечно, был небольшой скепсис, когда они увидели «ценник» на самолёт.
Владимир Николаевич отметил, что в советские времена обмениваться спектаклями было традицией, хотя расходы на гастроли закладывались в бюджеты театров.
— И эти обменные гастроли были всегда, — отметил Владимир Попов. – Сейчас, спустя тридцать лет после начала уничтожения русской культуры, начинается её возрождение. И это очень важно, потому что за счёт творческого обмена идёт культурное взаимообогащение и рост зрительского контингента, коллективов театров. Нельзя всё время вариться в собственном соку, важно меняться. Да и просто смена города, другая архитектура, другие люди, другой менталитет. В этом мы черпаем образы, которые потом представляем на сцене. Сейчас мы вернёмся домой и сразу начнем ставить Вампилова. А перед этим мы поставили «Любовь и голуби» Гуркина, и они у нас успешно идут.
Владимир Попов припомнил, что в годы СССР в Братск приезжал и Ленинградский театр, и Игорь Моисеев на целый месяц. Для художественного руководителя Балашовского драмтеатра город Братск – это не пустой звук? Ведь очевидно, что ему известно о нашем городе намного больше, чем могло бы показаться. Владимир Николаевич продолжал удивлять своим рассказом:
— Менталитет Братска другой. Здесь идёшь по Ленина, а там ряд домов с огромными мастерскими для художников. В Балашове такого нет. И творческие направления здесь были совершенно потрясающие, уникальные. И монументалисты, и керамисты, и кого только не было! И город напитывался культурой. Комсомольская стройка вливала сюда огромные культурные ресурсы со всех регионов страны. Поэтому и развивалась здесь эта инфраструктура. Город строили «сливки общества». Здесь Театру кукол уже за 50 лет, а Братскому драматическому – 37.
Кто-то заметил, что мастерские-то есть, но художников там уже нет. Я робко спросила, как часто Владимир бывает в Братске, если он так его хорошо знает? Ответ просто сразил!
— Я родился в таком леспромхозе – это Варгалик, возле Харанжино в Братском районе, от которого сейчас, кроме пня, на котором я когда-то пел матерные частушки, ничего не осталось. Потом, в четыре года, меня привезли в Порожский, и я закончил восемь классов в Порожской школе №6. После тулунского училища пришёл туда преподавать изобразительное искусство и черчение. До армии школьную четверть преподавал там. Потом пришёл с армии и устроился в школу №3. В то время заслуженный учитель Российской Федерации Диана Николаевна Шкерина открывала школу №44, с эстетическим уклоном, и я был там первым учителем, и мы были первой такой школой в России, где открывались классы с углублённым изучением изобразительного искусства. У нас была целая гвардия и театралов, и хореографов, и музыкантов, и кого только не было. И мы были молодые, весёлые, задорные, буйные, с комсомольским нравом. Это была братская выучка. Очень ценю и помню тех людей, которые дали мне здесь путёвку в жизнь. Потом получил образование в Улан-Удэ, позже возглавлял Братский театр кукол.
Любовь Кудряшова продолжила:
— Это был 1995 год. Тогда ТКЦ «Братск-АРТ» объединил ДК «Металлург», театр кукол и драматический театр под одной крышей, и Юрий Гусев назначил директором театра кукол Владимира Попова.
Сам Владимир Николаевич наши расспросы не оставил без внимания. Оказывается, сейчас в Порожском у него живёт старшая сестра — Люба Шергина, и он после пресс-конференции поедет к ней. Там тётки, племянники, дядька по отцовской линии, в Братске у него осталось много друзей. Позавчера ездил в Тулун, встретились с однокурсниками. Завтра договорились встретиться с педагогами братской школы №44 (она же гимназия №1). На встречу ждут Диану Николаевну Шкерину.
— Я уехал из Братска, когда мне было 30 лет, а из села Варгалик — когда мне было четыре года, — продолжил Владимир Николаевич. — Отец родом из Старого Братска. Он полу-цыган, полу-поляк. Бабушка здесь похоронена, мама из села Бада — они пермские переселенцы с 1914 года, когда была засуха, и несколько семей пермских крестьян переехали сюда. Нас в семье было трое детей. Люба работает в Порожском, один из моих племянников играет в спектакле «Вожак» и Бориса Борисовича — в «Стриптизе».
Зная нравы столичных российских театральных элит, мы спросили Владимира Николаевича, не изменилась ли у Балашовского драмтеатра за прошедший год зрительская аудитория, и он сразу понял, о чём на самом деле мы хотели спросить.
— У нас нет, — ответил он. — Мы всегда работали на патриотическом подъёме, даже когда шла вся эта «серебряковщина». Я до мозга костей русский, я люблю Россию, люблю россиян, и не могу терпеть, когда издеваются над Островским, над Чеховым. Когда это превращают в пошлятину и чернуху. У нас с публикой всегда был контакт. Я всегда говорю своим ребятам, когда они едут на фестивали, что кроме отряда извращенцев в жюри, есть люди, которые всё видят нормально. Мы работаем для людей. Пусть мы не получим дипломы на фестивалях, но когда зал встал и аплодирует нам, — вот это для нас тот наркотик, ради которого можно жить и работать. Очень надеюсь, что Россия возродится. Господь нас защищает. Рад, что сейчас я в Братске. Здесь мои зрители, мне с ними легко, здесь люди, которых я люблю.
После такого разговора появляется уверенность, что такие «Большие гастроли», такой культурный обмен просто необходимы нашим городам и театрам.
Как прошла пресс-конференция — показано в небольшом фоторепортаже. И обязательно приходите в театр!
Больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе!