Новому заводу быть!

Новому заводу быть!

Первый шаг к кардинальному улучшению экологической ситуации сделан. В Братске в активную фазу входит строительство новых корпусов алюминиевого завода компании РУСАЛ. После того, как промышленная революция на промплощадке БрАЗа завершится, объемы загрязняющих веществ, попадающих в атмосферу, снизится в сотни раз.

Мэр Братска Сергей Серебренников побывал на строительной площадке, где подрядные организации уже практически завершили планировку территории под будущие электролизные корпуса и познакомился с процессом сборки инновационного оборудования, которое будет использоваться для производства «крылатого» металла. Президент ООО «Инжиниринг. Строительство. Обслуживание» Алексей Баранцев в рамках рабочей поездки в Братск провел для главы города небольшую экскурсию.

Напомним, в 2021 году стало известно, что РУСАЛ запланировал масштабную модернизацию одного из крупнейших алюминиевых заводов страны в Братске. Во время общественных обсуждений проекта представители компании рассказали о том, как изменится жизнь братчан в ближайшие годы. По результатам независимой оценки, модернизация кардинально улучшит экологические показатели завода: выброс сернистых и фтористых соединений сократится в 10 раз, выброс бенз(а)пирена снизится до нуля. Планируется, что в ближайшие семь лет будут построены два новых современных корпуса с мощными электролизерами РА-550, разработанными инженерами РУСАЛа. Это уникальная разработка инженеров РУСАЛа, таких нет даже на недавно открытом Тайшетском алюминиевом заводе (там установлены РА-400). Они отличаются высокой энергоэффективностью, мощностью, а главное – почти 100%-ной герметичностью. Параллельно будет идти демонтаж 13 действующих корпусов, построенных полвека назад, где используется устаревшая технология Содерберга. В оставшихся будет внедрена исключительно технология Эко-Содерберга. Новые корпуса будут производить 535 тысяч тонн алюминия в год. Суммарная мощность БрАЗа останется на прежнем уровне — 1,1 миллиона тонн в год.

Фактически в Братске появится новое высокотехнологичное предприятие — определение «модернизация» не отражает в полной мере масштаб перемен. Речь идёт о полноценной перестройке. Объем инвестиций в проект превысит 150 миллиардов рублей.

Строительство нового завода станет залогом экономического рывка — производители стройматериалов и металлоконструкций получат крупные заказы. Оно также даст импульс к развитию строительной отрасли Братска, обеспечит создание новых рабочих мест и приведет к серьезным изменениям в системе профессионального обучения — требования к квалификации работников весьма высоки.

— Модернизация Братского алюминиевого завода начинается здесь! Это третья балка-коллектор — то есть первый электролизер, второй и третий электролизеры РА-550, балки-коллекторы уже сделаны. Вот такой вот электролизер — он будет давать 4 тонны алюминия. Таких на Братском алюминиевом заводе будет 352. Здесь работают братчане, — продемонстрировал мэру Братска сборку электролизеров Алексей Баранцев. — Внедрение новой технологии обожженного анода позволит кардинально улучшить экологическую ситуацию. Улавливание выбросов составит 99,8% — практически грибы здесь сможем собирать. Абсолютно другая технология! Обожженный анод — он обжигается в печах на анодной фабрике в Тайшете, а в рамках технологии Эко-Содерберга мы его пока обжигаем здесь, на электролизерах. Площадка для возведения корпусов готова. 11 июня по итогам торгов решат, какая компания будет заниматься этой работой, мы выигрываем этот тендер или не мы. Потому что мы и на стройку тоже замахнулись!

По словам Алексея Баранцева, на участке, где работают специалисты ИСО, применяются специальные технологии, и конкурентов в этой области, в отличии от строительных работ, у них нет. За модернизацию оборудования отвечают только они. Сегодня на участке работают более 100 человек. Все они — местные специалисты. В ближайшее время планируют дополнительно набрать еще 440 братчан.

Алексей Баранцев подчеркнул, что при сборке электролизеров применяются технологии бережливого производства — необходимые сварщикам материалы подаются ежечасно, по графику, это позволяет избежать захламления и оптимизировать производственный процесс, не теряя времени.

— Тема экологии, она, конечно, всех будоражит. Но проект, который сейчас начинает Братский алюминиевый завод по строительству и модернизации — это, конечно, космос, по сравнению с тем, что у нас есть и было! — заявил Алексей Баранцев. — Сегодня мы приехали, посмотрели площадку, готовность площадки к строительству, изготовление металлоконструкций. Это загрузка для братских предприятий — требуются песок, и гравий, и щебень, и бетон. Металлоконструкции, которые нужно будет переработать — их огромное количество, 15 тысяч тонн только здесь. 7200 свай. Свайное поле нужно забивать. Каждая свая и под электролизеры, и под колонны пойдет. Колонны, ростверки, фермы. Будет два новых корпуса — они встанут по западной части существующих корпусов.

Алексей Баранцев подчеркнул, что специалисты ИСО занимались модернизацией Богучанского и Тайшетского алюминиевых заводов, а сегодня они приступили к аналогичным работам на БрАЗе. В Тайшете продолжается строительство жилья для металлургов и социальных объектов — после визита в Братск президент ИСО отправился с инспекцией туда.

— Я приехал проверить готовность нашу, сколько мы можем сделать именно строительных конструкций. Если нас выберут в качестве подрядной организации, конечно. У нас ведь проект не просто русаловский, тендер объявлен! Но мы железно встанем на модернизацию, таких компетенций, которые у нас есть, нет ни у кого в этом плане. Соответственно, мы готовимся. Цеха у нас готовы полностью, — отметил Алексей Баранцев. — Для того, чтобы БрАЗ смог работать по экологически чистой технологии, в Тайшете мы строим мощную фабрику по производству обожженных анодов. Там будут обжиг происходить и все остальное. Блоки будем отправлять сюда и здесь будем монтировать. Мы хотим, чтобы город Братск стал не только чище, но и привлекательней. Здесь будет новые роботы, комплексы будут абсолютно другие. Производства. Сергей Васильевич побывал на Богучанском и Тайшетском заводах, и все время тряс меня: ну когда к нам? Все, пожалуйста! Заходим к вам. Как только начнется — мы готовы!

На стенде, установленном внутри цеха, где ведется сборка электролизеров — огромный ассортимент всевозможного оборудования и техники, которую изготавливают своими силами металлурги. В частности, речь идет об аналогах импортных фронтальных погрузчиков, которые незаменимы при любых строительных работах. На заводе много лет ведется работа по внедрению частичной автоматизации производственных процессов и малой механизации. Все больше операций выполняется машинами, параллельно сокращается объем ручного труда.

Напомним, ПАО «РУСАЛ Братск» является одним из участников федерального проекта «Чистый воздух» национального проекта «Экология». И обязательства по снижению объема выбросов в атмосферу, взятые компанией, выполняются параллельно с подготовкой к строительству.

— Посмотрели с Алексеем Георгиевичем Баранцевым площадку, где идут подготовительные работы для строительства нового завода. Побывали в цехе, где уже изготавливаются комплектующие для наполнения новых корпусов. Но производство уже запущено. Мы видим, как рождаются новые электролизеры, самые экологичные в мире. При их эксплуатации улавливается 99,8% веществ, которые являются побочным продуктом при производстве алюминия. Это совсем другая технология, совсем другой уровень работы. Конечно, это заметно улучшит экологическую ситуацию в Братске, — сказал Сергей Серебренников. — Мы обсудили с Алексеем Георгиевичем множество вопросов, касающихся нашего сотрудничества с компанией в Братске. Одним словом, сегодня я могу сказать скептикам, которые не верили, что новый завод будет — он будет! Сегодня мы своими глазами увидели, что не только подготовительные работы — уже и строительные, и монтажные работы идут, изготавливается оборудование. А вы заметили, какая чистота? Тайшетский алюминиевый завод, Богучанский — такие же. Надо к этому стремиться. Новому заводу быть!

Справка

Первую фазу строительства на новом земельном участке в 74,38 гектара с западной стороны завода планируют закончить до 2026 года (без отключения существующих мощностей). В конце 2026-го – начале 2027 года придет время отключить старые электролизные корпуса №1-8 с параллельным запуском первой очереди 176-ти новых электролизеров. В 2027-2029 году запланировано строительство второй очереди и запуск еще 176 электролизеров с параллельным отключением 21-25 корпусов. По завершении строительства начнется благоустройство прилегающей территории и масштабное озеленение санитарно-защитной зоны, которая будет существенно расширена (в первую очередь, в сторону Моргудона).

Больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе!

Поделиться в соцсетях или по почте:
Копирование невозможно!