У Братска теперь есть архитектор
Много лет в Братске была вакантна должность главного архитектора. Недавно на аппаратном совещании мэр города представил нового человека – молодого специалиста, который занял этот пост. Даниил Арбатский – братчанин, архитектор по образованию, ему 30 лет, он успел поработать в нескольких городах России и сейчас вернулся в родной город. Мы встретились с ним, чтобы услышать его мысли о новой должности, свежем взгляде на родной город с точки зрения архитектуры и планирования, и спросили о том, чего не хватает Братску, по мнению молодого архитектора.
— Даниил, расскажите нам и нашим читателям немного о себе.
— Я родился в Братске, учился в школе №46, окончил художественную школу на улице Рябикова. Потом уехал учиться в Иркутский университет на архитектурный факультет, уже с третьего курса начал проходить практику в одном из местных архитектурных бюро. После окончания университета работал в нескольких проектных организациях и дизайн-бюро Иркутска, Москвы, Сочи, где занимался разными проектами – от интерьеров частных домов до разработки проектов многоквартирных жилых домов. Не так давно приехал в Братск увидеться с семьёй и узнал, что в городе ищут главного архитектора при администрации. Решил попробовать.
— Не секрет, что главный архитектор в любом муниципалитете – это прежде всего один из элементов большой административной системы. Каков будет фронт вашей работы на этой должности?
— Сейчас я в периоде ознакомления. Я архитектор-практик, поэтому чаще применял в своей работе различные строительные нормы, думал о таких понятиях как композиция, ритм и подобные, связанные с архитектурой вещи, сейчас же чаще появляются в работе различные федеральные законы, такие понятия, как «ПЗЗ» (правила землепользования и застройки), «градплан». На новой должности, она звучит как «заместитель председателя комитета по градостроительству по градостроительной деятельности», прежде всего, нужно расширять свои знания в области законодательной базы. Постараюсь освоиться в новой для меня среде, и действительно понять, что же я могу.
— Профессиональный взгляд на город, в котором вам предстоит работать архитектором, уже сформировался?
— Сейчас я как раз занимаюсь сбором информации, исследованием и выявлением проблем, существующих в городе. В итоге на первом этапе это будет презентация. Сначала нужно выявить проблемы и понять, чего же мы хотим достичь, а потом уже прописывать это на бумаге. Надо понимать, что мы можем сделать в реальных условиях. У нас многие архитекторы придумают какую-то концепцию, а реализовать её потом очень сложно, потому что нет учёта, прежде всего, экономических и политических факторов. Архитектура – это такая область, которая очень сильно зависит от экономики, различных происходящих процессов в стране и мире. И она является следствием того, что во всех этих сферах происходит.
— Чего не хватает Братску – нашему небольшому городу, чтобы он был и оставался для его жителей городом, в котором хочется жить и жить комфортно?
— На данный момент разрабатывается проект застройки 25 микрорайона Центрального района. Таким образом его инициаторы хотят привлечь в город специалистов, вдохнуть в него жизнь. Если мыслить глобально: ХХ век был веком больших преобразований, больших строек, когда в Братске была всесоюзная стройка, приехали сюда многие, была здесь активная деятельность. В 90-е годы всё приостановилась, и в принципе, того вектора развития бессмысленно стараться придерживаться, потому что сейчас нет таких условий, нет надобности. Сейчас нужно поддерживать существующее. Развитие, наверное, в том, чтобы поддерживать этот потенциал, который был заложен советскими архитекторами, постараться его раскрыть путём внедрения современных архитектурных тенденций. В то же время применением современных материалов нужно стараться не нарушить сложившийся архитектурный облик. Глобальных перемен сейчас трудно ожидать, но поддерживать малыми средствами сложившуюся среду, насыщать жизнь, происходящую в городе, для жителей, чтобы им было комфортно пребывать в своём районе, в своём дворе, это вполне возможно.
— Это должны быть обязательно какие-то большие, глобальные проекты?
— Братску не хватает ориентиров и мест притяжения. У нас раньше, к примеру, был «паук» возле ТКЦ «Братск-АРТ». Надо подумать, как его восстановить. Это был фонтан, общественное место, теперь это бесхозный пустырь. Потом там «бэмеры» (велосипедисты-экстремалы – прим. ред.) катались, сейчас там как-то активность поугасла, и вся молодёжная тусовка переместилась на администрацию. Хотя эта площадь, по сути своей, никакой функции не имеет: она сильно симметричная, может быть, даже и морально устаревшая. Возможно, стоит подумать, как её преобразовать. В Москве, например, есть такие общественные места под названием «ямы», где молодёжь проводит время. И это не обязательно около администрации должно быть, нужно создавать новые площади и места встреч, куда возможно эту молодёжную тусовку перенаправить.
Братск, действительно, однородный город. Ему не хватает точек притяжения, точек отсчёта. Зон, где можно провести время, когда ты гуляешь, остановиться, с кем-то встретиться, о чём-то поговорить. Сейчас эту роль выполняют, в основном, главные пешеходные улицы, которые являются линейным, протяжённым общественным местом.
— Вернёмся немного снова к вопросу о комфортной жизни в небольших городах. Архитектура, общий облик города, его улиц, каких-то зданий может на это повлиять?
— Есть много исследований, которые говорят, что люди уезжают из своих городов по нескольким причинам, в первую очередь это экономическая составляющая – отсутствие работы. В этом случае, конечно, архитектурой повлиять на неё мы не можем. Второй фактор – это привлекательность и комфорт городской среды, где людям будет интересно. Что включает комфорт? Это и визуальная, и функциональная составляющая. В целом, у нас есть много мест, где провести время. Сейчас появляются различные кластеры, такие как «Гнездо».
В квартире по проспекту Ленина открылась музыкальная студия. Начинают появляться потихоньку такого рода места, и это обнадёживает. Городу нужны такие вещи, такие точки на карте. Советские города строились по принципу «дом-работа, дом-работа», и всё, у тебя другого сценария жизни не было. И нужно сейчас увеличивать количество сценариев проведения досуга, которые как-то смогут разнообразить жизнь горожан. Я не говорю про благоустройство, это само собой разумеющееся, то, что его нужно развивать. Нужно приводить к какому-то единому стилю информационные вывески, чтобы не было, к примеру, старых растяжек на фасадах, разрабатывать единую колористическую гамму, линейку материалов и различные типы подсветки для архитектурных фасадов. Многие фасады в городе нуждаются в обновлении облика.
— В начале нашей беседы вы сказали, что несколько лет не жили в Братске. Изменился город за время вашего отсутствия?
— Я живу на Советской, и когда вернулся в Братск, заметил, что магазин «Славянский» сделали. Хорошо сделали, но единственное: сделали фасад, может, стоило тогда и прилегающую территорию додумать, чтобы это уже смотрелось в комплексе. Получается, сделали новый фасад, а клумбы старые с непонятной ковкой теперь портят впечатления. Хочу сказать, что за три года, пока я тут отсутствовал, получше стало с рекламой. Меньше стало на улицах «информационного шума». Торговые центры на Крупской раньше были завешаны рекламой, баннерами весь фасад был закрыт. Сейчас они, конечно, чище стали смотреться. Тенденция очень медленная, но постепенно получается, что улицы города визуально становятся чище. В целом, это проблема из 90-х годов, когда хлынул на улицы частный бизнес, не было культуры и понимания, как это делать. Была кричащая реклама. Сейчас стала появляться всё-таки насмотренность и постепенно всё меняется в лучшую сторону.
— И уровень насмотренности горожан, как мне кажется, тоже нужно повышать, «воспитывать» чувство вкуса, что ли...
— Да, важно повышать уровень насмотренности жителей. Больше их информировать, показывать, как делают в других городах. Когда у людей появляется больший кругозор и понимание, что такое хорошая архитектура, как это всё может выглядеть, то и у частного бизнеса появляется эта планка – не только к органам местного самоуправления, но и к самим себе. Они понимают, что я буду лучше на рынке себя чувствовать, появится конкуренция среди предпринимателей, которая и будет повышать уровень визуального наполнения в городе.
Возможно, это только теоретические рассуждения. На практике иногда бывает, приходишь к собственнику, в форме диалога начинаешь ему предлагать что-то переделать, не принуждать, а именно объяснять, а он говорит – а зачем, у меня и так всё хорошо, и так всё работает, зачем мне на это деньги тратить, вкладываться. Стереотипное понимание приводит к тому, что город начинает терять свой облик советского модернистского наследия. Начинают фасады зашиваться профнастилом, начинают появляться непонятные яркие панели на зданиях.
— Получается, что повлиять на собственника или предпринимателя муниципалитет и конкретно градостроительный отдел не может, а может только посоветовать?
— Нет, только рекомендовать! Например, сейчас идёт капитальный ремонт зданий, а мы даже не можем регламентировать собственникам жилья, какой цвет и какую отделку подбирать для фасада. Мы можем только дать рекомендации свои. Нет на законодательном местном уровне документа, который регулирует цветовые решения фасадов, вывески. Хорошо бы сделать этот документ, а чтобы он соблюдался, это ещё сложнее. Ведь можно ввести решения, которые обязывают собственников торговых точек всё переделать, но они переделают это и разорятся, и бизнес придёт в упадок. Хорошо ли это будет? Нет, не хорошо!
— А к рекомендациям профессионалов, в данном случае людей со специальным образованием, прислушиваются или всё-таки на свой вкус ориентируются?
— Недавно к нам в градостроительный комитет приезжал представитель подрядчика, который будет красить фасады в Гидростроителе, посоветоваться о выборе цвета для покраски фасада. Было четыре дома: три мы утвердили, у четвёртого посоветовали всё-таки выбрать другой цвет вместе с собственниками. Они утвердили там какой-то ядовито-зелёный цвет по улице Заводской. Фасад, конечно, может быть зелёным, но выбранный ими цвет такой очень акцентный, яркий. Это иногда может быть уместно, но у нас город таких пастельных, приглушённых тонов. И этот фасад бы очень выбивался бы из общей картины. Мы рекомендовали всё-таки выбрать более мягкий, пастельный и приятный глазу цвет. Мы не принудили, а попытались в формате диалога договориться.
— И завершающий вопрос: по вашему мнению, в чём архитектурная красота нашего города, так сказать, его «изюминка»?
— Многие не любят советский модернизм и считают Братск достаточно «кондовым» (ограниченным) городом, хотя по своей градостроительной мысли в нём прослеживается очень сильный замысел. Если посмотреть карту, то мы находимся на таком большом мысе, который «врезается» в водную гладь. У нас везде присутствует раскрытие на природу, на моря, на леса. В этом плане достаточно красивая идея. У нас считается, что кругом «серые коробки», хотя это тоже не так. Просто в советское время было довольно-таки много рамок, когда был закон об архитектурных излишествах при Хрущёве, но проектировщики Братска пытались уйти от монотонности при помощи применения различных цветов и отделки фасадов, например.
Если вы посмотрите на торцы зданий, есть различные панно. Это декоративно-монументальное искусство, которое мы со временем перестаём замечать, а на самом деле это искусство, и его надо ценить. Довольно обидно становится, когда эти панно начинают утеплять и зашивать профлистом. Братск – «рыхлый» (неплотный) город. Исторически города же очень плотно осваивались, была плотная структура кварталов в планировке поселений. Советские же города представляют собой структуру из просторных микрорайонов. Сейчас город разросся зеленью, и если продолжить тенденцию, то Братск может превратиться в город-сад. Это и может стать основной темой Братска.
Будьте в курсе последних новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь и узнавайте о событиях в Братске первыми!