Капитальный ремонт в Братске
Не первый раз на открытых встречах рассматриваем вопросы, касающиеся капитального ремонта жилых домов в Братске, но вопросов пока что остается достаточно много. Что сегодня происходит вокруг этой темы – ясность для участников встречи вносили депутат Законодательного собрания Георгий Любенков и представитель Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по городу Братску (в просторечии — соцзащиты) Римма Марченко.
Итак, в областной фонд капитального ремонт переданы резолюции с вопросами от граждан Братска полтора месяца назад и от ТСЖ – чуть позже. Пока что ответов нет. Основной вопрос, который волнует людей – договор по капремонту легитимен сам по себе или нет? Все контролирующие органы (прокуратура, Роспотребнадзор и другие) уверяют, что договор легитимен, но люди почему-то не верят. Недоверие появилось из-за недостатка информации по этому вопросу. А потому задача органов местной власти – давать разъяснения для населения, убирая таким образом все конфликты.
Особое чувство несправедливости вызывается у жителей домов, где часть подъездов 5-этажные, а часть 9-этажные, а оплата за 1 кв.м по капремонту им назначена одинаковая, как будто в 5-этажных подъездах тоже есть лифты. И такие дома есть во многих городах нашей области. По закону пока невозможно изменить эти тарифы, но уже известно, что Фонд капремонта пойдет на некоторое нарушение закона, и жителя пятиэтажных подъездов будут платить как за ремонт 5-этажных домов, а девятиэтажных подъездов – 9-этажных.
Второй по важности вопрос – откуда взялись суммы тарифов? Ведь пока что никто не видел проектов по ремонту конкретных домов. Особенно завидуют жителям Санкт-Петербурга, где тариф по капремонту – 2,5 рубля. Хотя более внимательным людям заметно, что решение о принятии столь низкого тарифа – популистское: люди платят 2,5 рубля, а на капремонт фактически надо 12 рублей за 1 кв.м, а потому очень скоро этот город столкнется с нехваткой денег на капремонты.
Неясны основания для утверждения тарифов. Например, ни в одном регионе нет деления на северные территории и южные – только в Иркутской области; везде действуют единые тарифы на территории всего региона. А если не проводить индексацию платежей, то хватит ли денег?
Кстати, в феврале в Братск дней на 10 приедет представитель Фонда, который будет отвечать на вопросы горожан. Возможно, что благодаря этому общению некоторые решения будут приняты быстрее.
Льготниками по оплате за капремонт являются ветераны войны и труда. От соцзащиты в свое время прошла информация в СМИ по этой льготе (возврат 50%), однако пошли платежки от фонда, а льготники так и не увидели изменений от первоначальных сумм. Вот и пошли люди в созцащиту, неся туда квитанции и их копии с тем, чтобы показать, что за капремонт они платят. Стоит заметить, что такие хождения отнимают рабочее время у сотрудников соцзащиты, нередко полностью парализуя её работу. Убедительная просьба: не надо ходить по этому вопросу, в этом нет необходимости. Пока что фонд капремонта формирует базу плательщиков и льготников, а потому в соцзащите нет полной информации. Возмещения льготникам уже начались по взносам, оплаченным с сентября и до конца прошлого года, кому-то даже переплатили.
А как людям понять, начисляется им полагающаяся льгота или нет? Если выплата льгот идет через транспортный банк, то в этом случае деньги идут от соцзащиты напрямую в фонд, при этом люди будут видеть в квитанцию меньшую сумму для оплаты за капремонт; если ветераны получают пенсии наличными или на карту, то льгота за капремонт будет причислена к получаемым льготам по ЖКХ, люди заметят увеличение суммы этой выплаты, хотя в целом эти льготы не детализируются.
Еще добросовестных плательщиков напрягает такой факт, что за капремонт они платят, а в получаемых последующих платежках это не отражено. Такое дело тоже происходит из-за того, что у фонда пока что нет полноценной базы плательщиков. И хотя людей уверяют, что ни один оплаченный рубль не потеряется, на встрече прозвучало справедливое замечание: фонд капремонта в Иркутской области сформирован еще в конце 2013 года, за год вполне можно было бы создать максимально полную базу. До конца 2014 года можно было бы напечатать и выслать всем договоры на капремонт с факсимиле руководителя фонда.
К слову, почему с договорами не успели, а квитанции носят аккуратно каждый месяц, выяснилось, платежные квитанции печатает и разносит БКС.
Как много неплательщиков и почему люди не хотят платить за капремонт? Один из участников встречи опросил 10 человек, и оказалось, что трое не платят и не собираются платить. Другой так же опросил 10 человек, и ему уже шестеро ответили, что не намерены платить. Причины называют разные: кому-то нужны гарантии, что фонд не испарится куда-нибудь с собранными деньгами; другие придерживаются позиции: «Почему я должен платить, если другие не платят?»; третьи вообще заявляют: «Я не плачу и что мне сделают?» В мае в суды полетят от фонда исковые заявления, к осени сформируется судебная практика в отношении неплательщиков. Есть даже прогноз, что в целом люди начнут платить за капремонт.
Интересный момент: когда люди приватизировали свои квартиры, в свидетельствах о праве собственности прописаны только площади жилых помещений, но никак не с общедомовыми коммуникациями, стояками, лестничными пролетами и чердаками – всё это нам не принадлежит, но мы должны их содержать. Капремонт предполагает ремонт именно общедомового имущества, В квартиры к вам с ремонтом никто не зайдет, если, конечно, через вашу квартиру не проходят магистральные стояки.
Сейчас на сайте фонда можно найти свой дом и год, когда его капитально отремонтируют, и даже список работ, которые будут проведены. Только в этом списке вы не найдете работ по благоустройству придомовых территорий (а это и установка детских площадок, и расширение площадок для парковок автомобилей, и ремонт внутридворовых дорог – всё это относится к капитальным работам). Получается, что внутридворовые проезды относятся к пограничной собственности, не являясь ни муниципальной собственностью, ни частной. Кто будет ремонтировать наши дворы?
Особняком стоят ТСЖ, которые могут открыть свой счет на капремонт, а снять деньги с него могут не ранее чем через пять лет после открытия и только с разрешения фонда…
Получается, что все проблемы – из-за отсутствия информации от официальных источников, а о капремонте и оплате за него люди большей частью узнают по сарафанному радио. Есть даже юристы, предлагающие помощь в составлении исков, чтобы не платить за капремонт вообще. То, что юристы ищут лазейки в законах, — нормально, это их работа. В любом случае, фонд находится под пристальным вниманием общественности, и это уже хорошо.