Недетские вопросы детского здравоохранения
Немного статистики. При всех своих природных богатствах Иркутскую область отличает высокий уровень бедности. По данным рейтингового агентства «РИА Рейтинг», Иркутская область среди 83 субъектов Российской Федерации по итогам 2013 года занимала: 53 место по демографической ситуации, 59 – по уровню доходов, 67 – по освоению территории и развитию транспортной инфраструктуры, 69 – по качеству жизни, 72 – по уровню безработицы, 73 – по экологическим и климатическим условиям, а также по здоровью и образованию населения, 76 – по жилищным условиям, 78 – по безопасности проживания, 79 – по ожидаемой продолжительности жизни населения (80 – у мужчин, 77 – у женщин). Конечно, каждая приведенная цифра требует детальной расшифровки и разъяснения, а также сравнения с другими регионами, но всё же есть о чём задуматься.
Относительно детского здравоохранения в Братске статистика не менее интересна. Как рассказал участникам вчерашней открытой встречи главврач Детской городской больницы Михаил Ермаченко, в Братске сегодня приходится в среднем один фельдшер на три школы, а средний (!!!) возраст работающих (!) врачей – 60 лет. 200 врачей из 600 работающих имеют стаж работы свыше 30 лет. Только 10% выпускников медицинского университета идут работать в практическую медицину, остальные 90% — в частную практику (косметология, фармакология, стоматология и т.д.), при этом начинающие врачи просят заработную плату 70-80 тысяч рублей, тогда как целевой показатель заработной платы в Иркутской области (и в Братске тоже) у врачей – 47 тысяч рублей. Фактически медперсонал в Братске получает за свою работу от 15 тысяч рублей до 70 тысяч рублей, при этом в Иркутске все медики работают на 1,5 ставки, а в Братске – на 2-2,2 ставки. 4470 рублей – сегодняшний оклад врача, плюс надбавки; в итоге получается 30% — гарантированная зарплата, 70% — надбавки, которые еще надо заслужить.
Не самые лучшие последствия закрытия департамента здравоохранения в Братске и перевода братских медицинских учреждений под крыло областного правительства ощутила по себе не только Детская городская больница – приоритетно финансируются иркутские медучреждения, братские же спасают хозрасчетные отделения: «взрослые» больницы зарабатывают 40-50 миллионов рублей в год, детская – 5-8 миллионов. Самое интересное, что люди готовы оплачивать лечение детей, просто не хватает специалистов, которых можно бы отправить работать в хозрасчетном отделении. Не хватает первичного звена, узких специалистов, некому работать в детских садах и школах, поэтому все медосмотры проходят непосредственно в больнице, нагрузка на врачей детской больницы очень велика: 100-120 детей ежедневно только по обязательным медосмотрам от детских садов и школ.
Стоит ли удивляться, что ежедневно к специалистам есть только 7-8 талонов? К сожалению, электронная очередь не прижилась в детской больнице – люди «брали» талоны через интернет, но зачастую не приходили на приемы и при этом никак не оповещали об отмене своего визита. Вот и получалось, что талонов нет, и людей на приеме нет. Лично мне кажется, что система электронных очередей должна быть, но она нуждается в хорошей доработке.
Помимо хозрасчетного отделения больнице в проведении ремонтов и закупке оборудования помогают спонсоры. На что была бы похожа детская больница, если бы не их помощь? Единственное, на проведение капитального ремонта больницы требуется проектно-сметная документация, которая оценивается в 1300 тысяч рублей. Спонсоры готовы вложиться в ремонт, но неужели они должны еще вкладываться в бумажные дела?
Если ли альтернатива в Братске Детской городской больнице? Да, есть центр «Семья», но там далеко не все врачи есть. Кроме того, в частную практику должны уходить опытные врачи, а не вчерашние выпускники медицинских вузов, тогда и доверия к ним будет больше.
Как еще решаются кадровые проблемы братской медицины? В некоторых братских школах открыты медицинские классы с углубленным изучением ряда предметов, но результаты этой меры мы ощутим лет через 10, не раньше. Пока 90% студентов медицинских вузов обучаются на платной основе, этих выпускников невозможно будет заманить работать в обычные больницы и поликлиники. Михаил Ермаченко видит решение кадрового дефицита врачей в том, чтобы 90% студентов медицинских вузов обучались как раз бесплатно, но потом в обязательном порядке работали по направлениям в различных больницах области, хотя бы 5-6 лет. Глядишь, кто-нибудь да останется или наберутся опыта и разовьют частную медицину, что тоже неплохо.
Ну, и кучу недоразумений вносит 44 федеральный закон, в котором прописана система госзакупок. Вроде все по закону, но почему-то электронный аукцион по поставке хлеба в детскую больницу выигрывает… Ангарский хлебозавод. Да-да, при двух работающих в Братске полноценных хлебозаводах и куче частных хлебопекарен, данный аукцион выиграл Ангарск, предложивший хлеб на 1 копейку дешевле. То же самое было и с пожарно-охранной сигнализацией, обслуживание которой по электронному аукциону выиграл опять же Ангарск, впрочем, тут с ангарчанами договор был вскорости расторгнут. А еще бывает, что акуцион не состоялся – по поставке продуктов питания или различных лекарственных препаратов в больницу… И что теперь – не кормить и не лечить пациентов? Ведь если врачи из-за несостоявшихся аукционов берут деньги на продукты и лекарства для пациентов из денег, заработанных хозрасчетным отделением, то это, оказывается, нецелевое расходование средств. А если от этого зависит чья-то жизнь?.. Федеральные законы должны способствовать развитию страны, а не создавать проблемы.
Нужна хорошая обратная связь. И если между пациентами и врачами она скорее есть, чем отсутствует, то связи врачей с областным министерством и федеральными законодателями еще предстоит наладить.