Будущая дума Братска. Продолжение
Продолжить обсуждения будущей думы Братска, а так же того, что нужно нашему городу, за чашкой чая собрались 21 человек. Непросто шёл разговор, ведь сегодня будущая дума – пока что как шкура неубитого медведя. Пока одно ожидание от предстоящей реформу муниципалитетов – дополнительные финансовые затраты для всех бюджетов.
Открытым остаётся пока что вопрос о численности будущей думы. Сейчас в думу может быть избрано 25 депутатов. А сколько их придется выбрать после реформы? Те же 25, или 60, или 150? Кроме того, городские бюджеты разделятся на бюджеты по округам, но это отдельная тема.
Логика предстоящей реформы муниципалитетов пока что видится в создании управляемой вертикали власти. Возможно будут усилены представительские функции дум, а также упростится процедура снятия сити-менеджеров. Уязвимость модели местной власти «мэр и сити-менеджер» в том, что в ней конфликтность будут всегда.
По уставу в Братске пока что прописана смешанная система выборов – по партийным спискам и по одномандатным округам. Возможно, что после реформы муниципалитетов городская дума будет сформирована из окружных думок и… мощно согласованных фигур. Но если в думе будут те же фигуры, что и раньше, то что изменится?
Главный минус от всего этого – отсутствие лица, персонально ответственного за все происходящее в городе. За всем этим заметна и боязнь протестных выборов. Наша реальность и такова, что с каждыми выборами меняются правила под конкретные ситуации, а хотелось бы стабильности. Надо было в свое время дать муниципалитетам больше денег и ответственности, а получилось наоборот: ни денег, ни внятной ответственности, кто за что отвечает. Ошибка любой власти – формирование представительных органов под себя.
Хотя, может, представителям власти стоит больше общаться с людьми, как Путин? Попутно заговорили о пятничном визите губернатора в наш город — общение не должно превращаться в популизм. Ну, какой житель Порожского позвонит напрямую губернатору… насчет дров? А еще участники встречи вспомнили заявление губернатора Сергея Ерощенко во время его приезда на заседание думы в конце декабря, когда он сказал, что прямым выборам мэра в Братске быть…
Какие люди должны прийти в думу, чтобы она была максимально эффективной? Хотелось бы умных, честных и так далее, и такие придут, но решения они будут принимать, прежде всего, по интересам компаний, которые их выдвинули. Странно даже представить, что Иркутсэнерго или БрАЗ выдвинут от себя человека глупого и нечестного. А вообще любому депутату без амбиций в думе делать нечего. Амбициозный депутат может оказаться более полезным городу, чем тот, который без амбиций, но отлично знающий экономику.
Профессионалы должны руководить предприятиями. В частности, на встрече прозвучало, что непонятными были назначения директором Комплекса зимних спортивных сооружений сначала Владимира Тулина, а потом – Дениса Шепеля, когда там есть три профессионала, мастера горнолыжного спорта, которые много лет готовили олимпийские трассы (а это какая ответственность)…
Признак профессионализма для политика: «Я хочу (могу) создать программу социально-экономического развития города». Пока что мы видим усталых политиков… от фразы: «Нет денег». Увы, но сегодня муниципалитеты и регионы по всей России закредитованы по самое не хочу. Что можно сделать, чтобы деньги давали муниципалитетам не в кредит, а на развитие? Тут между участниками встречи разгорелись жаркие споры.
Структура любого предприятия под определенную задачу, но деньги будут спускаться под конкретные проекты и программы, а не просто так. Сначала надо выработать проекты на территории, а потом искать деньги для их реализации. Сегодня в Братске работающей программы социально-экономического развития (далее СЭР) города нет.
Можно ли составить программу СЭР под желаемое? Но она должна быть в рамках бюджета. План развития города – первичен, а бюджет – вторичен. Однако бюджета для развития Братска просто нет – ну, не закладываем мы деньги на проекты, в городском бюджете есть только дырки, а должны быть проекты наперед. Как справиться с этой дилеммой? На проект того же Парка Тысячелетия уже затрачено шесть миллионов рублей, но проект еще не завершен. А насколько скоро возможно строительство моста и обводной дороги – автомобильной и железнодорожной, — чтобы разгрузить ГЭС? Лично я считаю этот объект более важным, чем Парк Тысячелетия. Прозвучало пессимистичное мнение, что «если что», то найдутся средства и все будет сделано быстро: и проект моста, и сам мост, — была бы только на то воля федеральных властей. Наша задача только в том, чтобы в реализации такого масштабного проекта участвовали наши фирмы, были рабочие места именно для братчан и так далее.
Могут разрабатываться и более скромные частные инициативы и предложения с проведением общественных слушаний. И если аквапарк для нашего города невозможен, то катки во дворах – вполне реальная задача, но тут можно потонуть в мелочных хотелках близ своих дворов. Программу СЭР города можно разработать, не опираясь на мнение жителей города, но в таком случае разработку программ нужно доверить специальным институтам. Муниципальным властям сложно выработать что-то действенное в этом направлении, ведь муниципалитеты давно вынуждают избавляться от всего непрофильного.
Какой проект объединит горожан и возможные ресурсы? Это должно быть что-то вроде национальной идеи, но на городском уровне, но нужно искать не то, чего городу не хватает, а то, за счет чего город может развиваться. В идеале нужен план СЭР не города, а более обширной территории, например, севера Иркутской области, то есть план развития города с учетом интересов соседних территорий. Муниципалитет может создать площадку, на которой и будут обсуждаться эти идеи и проекты, например, на базе братского университета.
Синергия, то есть сотрудничество и соучастие соседних территорий, должна быть на областном уровне, а город – участвовать во всём этом. Но каким должен быть механизм этого взаимодействия и как решаться материально-финансовые вопросы, пока неизвестно. Опять же, существует министерство регионального развития, которое содержит государство и которое подпитывается различными социальными исследованиями. Сегодня в Крыму открыли свободную экономическую зону и разрешили строить казино. А чем Братск хуже?
Роль муниципальной власти сегодня – безопасность жителей, инфраструктура города, дороги и так далее. Если быть чуточку скромнее, то почему бы для начала не восстановить и улучшить то, что есть (дороги, дворы, учреждения культуры и спортсооружения)? Технически и управленчески сегодня Братск не готов стать областным центром, а вот зоной экономического развития вполне может быть.
Например, Братск может стать логистическим узлом, а Братский район – территорией развития сельского хозяйства: есть земля, есть что вырастить, есть кого накормить и что выставить на прилавок. Согласитесь, что вы скорее купите продукты, выращенные в Братском районе, чем привезенные неизвестно откуда. Сибирь, конечно, есть зона рискованного земледелия, но можно работать и выживать за счет масштаба. Тут есть и другая проблема – в деревнях людей почти нет. Уехать оттуда легко, вернуть людей в деревни очень трудно. И проблема тут не сколько с работой, сколько с зарплатой: научиться можно и на механизатора, но если за работу будут платить копейки, то человек уедет туда, где он за эту же работу получит больше.
Напоследок участники встречи договорились о следующем: всем, кто считает, что жизнь в городе нужно сделать комфортней и приятней, предложено выйти на субботник. Как вам такая идея?