Предстоящая реформа муниципалитетов. Что ждёт Братск?
В свете событий на Украине как-то тихо проходят обсуждения предстоящей реформы муниципалитетов. Несмотря на то, что о ней заговорили в интернете с февраля, а её проведение начнётся через неделю-другую, о самой реформе мало кто знает. Сегодня 15 человек собрались за чашкой чая, чтобы разобраться, какие перемены могут произойти в нашем городе в связи с этой реформой.
Итак, обсуждения начались с партийных списков на выборах. После третьего чтения Госдумой (23 апреля) законопроекта стало ясно, что при выдвижении кандидатов в любое законодательное собрание партиям, которые в Госдуме составляют более 3%, имеют право не собирать подписи за своих кандидатов – сегодня это партии ЕР, КПРФ, СР, ЛДПР и «Яблоко». Такое же условие распространяется и при выборах депутатов на муниципальных выборах, только тут уже зависит от партийного состава Законодательного собрании. В Иркутской области — это партии ЕР, ЛДПР, КПРФ и «Гражданская платформа». Все остальные партии тоже смогут принять участие в выборах, только им придется побегать и пособирать подписи за своих кандидатов.
Подобное новшество способно существенно сократить количество партий на выборах, а также облегчить работу общественникам.
Пока ещё неясно, останется ли Братск в выборном плане единым городом или будет поделен на территории – это зависит от решений Законодательного собрания на основе нового закона о муниципалитетах. В этом вопросе пока трудно строить предположения, но если город будет разбит по округам, то возможно образование в Братске нескольких территориальных дум с общим количеством депутатов не менее 60 человек, которые будут работать примерно как нынешние партийные фракции при думе.
С одной стороны, на одного депутата будет меньше избирателей, он будет в какой-то мере ближе к ним, но, с другой стороны, полномочия депутата и ценность его голоса разменяются в ничто. Или ты один из 25, или ты один из 200. Чувствуете разницу? Статус депутата будет размыт до статуса старшего по подъезду. Возможно возвращение к земству и приближение избранных депутатов к избирателям. Нормальные бизнесмены в такую политику не пойдут, а потому есть риск, что в будущую думу соберутся непрофессионалы, которые потом будут управляемы более влиятельными людьми. Кстати, параллельно замечено, что чем выше будет явка на выборах, тем больше внимания будет уделяться этим территориям со стороны областных и федеральных властей, ведь высокая политическая активность населения является первым сигналом, что на территории есть проблемы, которые нужно решать быстро. Низкая же явка говорит, что проблемы хоть и есть, но вполне терпимые.
При новой системе выборов возможны и самовыдвиженцы, которые также будут вынуждены собирать за свое выдвижение подписи. Будут ли эти люди зарегистрированы кандидатами – тут многое зависит от лояльности административного ресурса.
Возник интересный вопрос: не будет ли после выборов нового уровня конфликта внутри сообщества Братска? Будет когорта счастливых, которых выберут, а остальные? Не получим ли мы после выборов те же яйца, только в профиль? Будет ли сити-менеджер выбран также, как и прошлый? Система «Мэр и сити-менеджер» живуча, просто подобрались не те люди, потому и пошел в Братске раздрай: то есть получились не два человека – команда, а два человека – друг против друга. Когда нет элемента согласия, присутствует элемент разногласия.
Тут нашелся плюс от предстоящей реформы: кандидатов на пост сити-менеджера будет выдвигать областная власть, только будет называться главой муниципального образования. Участники встречи решили, что по новой системе не нужен будет мэр города без полномочий – достаточно будет председателя горсовета. Короче привыкаем к новой терминологии. Но в том, что реформа муниципалитетов будет внедрена быстро, сомнений нет: не стоит равнять волю народа и волю государственной власти – всё решится очень и очень быстро.
Участники встречи попытались разобраться в том, почему возникли раздраи в братской политике. Прошлая дума была изначально подобрана и выстроена по вертикали, но когда вертикаль исчезла, т.е. Сергей Серебренников сложил мэрские полномочия и уехал в Иркутск, пошла дележка по горизонтали, так как все депутаты между собой равны.
Мы столкнулись не с ошибкой в системе, а с человеческим фактором. В будущем властям следует научиться минимизировать влияние таких ошибок на жизнь города. Ну, не хочется быть подопытными.
Понятно, что избранный мэр – легитимный на всех уровнях, а назначенный – будет исполнять чью-либо волю. Но если вдуматься, то назначен мэр или избран – работать будет одинаково, прогибаться под мир (как минимум под требования областной власти) все равно придется, иначе у муниципалитета возникнут проблемы, а рейтинг мэра быстро превратится в антирейтинг.
Много ли будет желающих пойти на пост главы муниципального образования? Профессионалов будут предлагать и с города, и с области, а вот такого, как «Алло, мы ищем таланты!» — не будет. Участники встречи решили, что на такую работу (с зарплатой 300-400 тысяч рублей в месяц) пойдёт только финансово бедный человек, обеспеченный человек на такое дело не пойдет. В любой случае, амбиции первичны, без амбиций в политике и во власти делать нечего.
Понятно, что крайне нежелательно протестное голосование. Короткое мэрство Александра Серова отбросило город в развитии на пять лет назад, противостояние Константина Климова и Елены Гольцварт – ещё на пять лет… Братск впервые грязен к 9 мая: субботники вроде бы проводятся, мусор убирается силами не только дворников, а мешки с мусором вывезти некому.
А вообще нужно пересмотреть позицию относительно развития Братска: зачем гнаться за строительствами и возведением чего-то нового, когда можно и нужно браться за проекты, которые дадут результаты уже завтра. Ведь многие улицы и дворы города требуют ремонта. Однако в прошлом году прокуратура запретила братским депутатам проверять расходование средств на ремонт дорог и дворов, оставив за депутатами лишь роль наблюдателей… Конечно, мы местечково подходим к нашим вопросом, ведь сама готовящаяся реформа – это государственная политика, потому все изменения будут кардинальными, а управленческие моменты – со ссылкой на государственность. Поживём — увидим.