Выборы губернатора глазами братчан. До и после
Ну, вот, и первая после каникул открытая встреча Братской истории — обсудить предстоящие выборы губернатора Иркутской области собрались одиннадцать человек. Обсуждения были не жаркими, но достаточно интересные. Ну, обо всём по порядку.
Исторически сложилось, что губернаторы в Иркутскую область после времен Советского Союза вернулись с начала 1990-ых годов, с 2005 по 2012 годы губернаторов назначал президент страны, а Законодательное собрание утверждало предлагаемые кандидатуры на столь ответственный пост. С июня 2012 года в России законодательно возвращены прямые выборы губернаторов, но Иркутская область с того времени выбирает губернатора впервые. Выборы вернули – это замечательно, жители региона сейчас будут сами определять, кому доверить управление областью в ближайшие пять лет. Но выбор, как видим, невелик: из семи человек, заявившихся на пост губернатора, зарегистрировано только четверо, более-менее знакомы и узнаваемы Сергей Ерощенко и Сергей Левченко. Оставят ли они такой же след в истории области, как Ножиков, Говорин, Мезенцев?
Не менее важен такой вопрос: какой будет явка на предстоящих выборах? 25, 30, 40 процентов? А может больше? Понятно, что если голосовать придет свыше 90% избирателей области, то к региону будет прикован повышенный интерес со стороны федерации. Прозвучало интересное мнение, что всё зависит от того, насколько всё плохо будет у Ерощенко, будет ли второй тур выборов. Увы, но немало избирателей, которые голосуют за того или иного кандидата по фото, кто им симпатичней. Но важней другой вопрос, кто из двух кандидатов – Ерощенко и Левченко – как более известных из кандидатов личностей, будет полезней для области?
Левченко – больше политик, Ерощенко – больше управленец. Сергею Ерощенко нередко ставят в упрек, что он пришел из предпринимательской среды, но ведь Сергей Левченко – тоже не бюджетник. Какой бизнес у него? Говорят, что разный, мелкий. Что интересно, Левченко известен нашей области давно, значительно дольше, чем Ерощенко, но при этом о нем мало что знаем.
В любом случае, бизнесмен, пришедший в бюджетный процесс, все равно чаще будет принимать решения как в бизнесе: если он знает, что его компания сделает что-то лучше, то он не будет искать другую компанию, остановив выбор на своей компании. И дело тут даже не в возможном получении прибыль – прибыль в данном случае вопрос десятый, Отсюда и идут нестандартные, но нужные решения – на пользу и в защиту интересов людей области, как, например, было после пожаров в Хакассии. Однако при всей неординарности любой губернатор должен действовать в рамках закона.
Еще интересно мнение: за это лето стала ощутима работа губернатора в плане индустриализации области, а именно – начата серьезная работа с дорогами. Чтобы от федерации получить деньги, область должна защитить проектно-сметную документацию. Пошли из федерации деньги – это показатель работы губернатора. И то, что в Братск пошли дополнительные деньги на дороги – это не предвыборная подачка, а как раз работа губернатора.
Сегодня Братск участвует в 23 областных и федеральных программах, но бюджетную политику невозможно обсуждать без учета того, что происходит в целом в стране и в мире. Думаю, что вопросам бюджетной политики и месту Братска в ней стоит посвятить отдельную встречу.
Политик думает от выборов к выборам, а государственник – на десятилетия. Готовы ли рядовые избиратели принять всю информацию, которая идет от кандидатов, и объективно оценить ее? Если внимательно подойти к программе Левченко, то по ней заметно, что он привлекает а свою сторону различные национальные диаспоры, однако, всё, что он предлагает, уже есть. Но все ли избиратели об этом знают? Все планы, обозначенные в программе Ерощенко, будут реализованы при любом губернаторе, поскольку они вписываются в государственную систему. Любой ли губернатор вписывается в эту систему?
Иркутская область – стратегический регион, где немало природных богатств и предприятий. Есть люди, заявляющие, что Байкал – мировое достояние. А почему не Иркутской области? Если рассматривать место Иркутской области в геополитическом плане, то можно отметить две группы, проявляющие свои интересы к области. И если первая ждет процветания Сибири и ее жителей, то вторая – хочет все богатства Сибири прибрать к своим рукам. Первая группа не будет бездумно вырубать леса, выкачивать ресурсы и продавать алкоголь по области, второй же абсолютно все равно, что будет с нами, жителями области – вымрем или уедем. Какой политики будет придерживаться губернатор, которого выберут?
Насколько самостоятельны кандидаты на пост губернатора? У любого из них должна быть команда единомышленников, смотрящая в одну сторону. За Ерощенко стоит Слободчиков. У Левченко не так всё просто – в этом плане показательна история с Серовым. Но нельзя не признать, что у Левченко большой опыт работы во власти в Москве. Опять же, Левченко третий созыв работает в Госдуме, а что он за это время сделал для области? Тот же Виталий Шуба может отчитаться за каждые пять лет, отработанные им в Госдуме. К слову, любой губернатор должен уметь договариваться – с финансово-промышленными группами, с любой политической партией, со всеми. Но зачем Левченко договариваться, если он всю свою деятельность строит на протестах? Общеизвестно, что протестом и митингами ничего позитивного создать не получится.
В целом, эти два кандидата в политическом весе примерно равные. Но есть конфликт в финансово-политической элите Иркутска. С одной стороны, Битаров и Матиенко поддерживают на предстоящих выборах Левченко, но они обесценили кандидата тем, что слились с выборов и пошли за кем-то, а не сами на пост губернатора. Это показатель личной ответственности, смелости и самостоятельности данных людей.
Управленческий опыт есть и у Ерощенко, и у Левченко, правда, у последнего нет понимания государственного и муниципального управления. Зайти в Кремль и отстоять программы для области – это работа губернатора. У будущего губернатора не будет времени учиться управлять областью и формировать команду, учитывая мировое давление на Россию. Иркутская область – стратегический регион. Сергею Ерощенко не нужно учиться управлять, да и команда у него, по сути, уже сформирована.
У Сергея Левченко нет команды, а потому он может повторить судьбу Серова, что может привести область к краху. Понятно, что любой адекватный человек, пришедший к власти, не будет ломать сложившуюся систему и увольнять людей только лишь потому, что они не из его команды. Но будет ли сложившаяся команда работать с другим губернатором? И, опять же, эта команда, в таком случае, за интересы области или против конкретных людей? Вопросы неоднозначные, ответы на них станут ясны после выборов, 14 сентября.