Муниципальные заказы
13 человек за чашкой чая решили поговорить о муниципальных заказах. Изначально планировалось обсуждение другой темы – коррупции в Братске. Но, беря во внимание объёмность темы в целом, было решено взять для детального изучения пока что муниципальные заказы, с которыми нередко ассоциируют собственно коррупцию. Обсуждения были эмоциональные, и вот что из этого получилось.
Среди участников встречи оказались те, кто раньше входил в комиссию по муниципальным заказам. В частности, Вадим рассказал следующее: изначально ему было неинтересно участвовать в этой комиссии, все время казалось, что что-то творится, кто-то жульничает. Тогда комиссию возглавлял Алексей Зезуля который со временем убедил, что всё на комиссии прозрачно, при всех вскрывались пакеты с заявками, какие-то заявки заворачивались. Единственный случай был, когда шла речь об одном из магазинов, и один из других участников конкурса из Иркутска отказался от участия, объяснив это звонками с угрозами. Члены комиссии от такого обстоятельства смутились, однако никто не проявил инициативы, чтобы заступиться за того парня.
В Братской истории в последние дни развернулась достаточно острая дискуссия вокруг муниципальных заказов. Участники открытой встречи тоже начали ставить вопросы ребром. Например, когда на конкурс заявляют о своем участии две фирмы, имеющие одного владельца, это нормально? Эдуард, знающий неплохо кухню муниципальных заказов, внёс ясность. Если речь идёт о продаже муниципального имущества, то в таком аукционе должно быть не менее двух участников. Поэтому особо желающие приобрести ту или иную муниципальную собственность, обычно выставляют в качестве участника свою вторую фирму или просят сделать это кого-нибудь из своих друзей. Более 50% аукционов по продаже муниципального имущества оказались несостоявшимися только по причине того, что заявлялся всего лишь один участник.
При муниципальном заказе на товары или услуги наличие одного участника допускается, конкурс признаётся несостоявшимся, а с единственным участником вполне могут заключить договор. Если же другой претендент посчитал результаты аукциона неправильными, то он вполне может подать жалобу в ФАС, которая, в свою очередь, может признать аукцион несостоявшимся.
Казалось бы, конкурсы и аукционы достаточно прозрачны, однако эту прекрасную картину портят многочисленные фирмы-однодневки, кроме того, немало среди участников аукционов и представителей из других регионов. Ну, не делают в Братске шариковые ручки, а потому, понятно, что дешевле их будет откуда-то привезти, чем организовать собственное производство.
Так где же она коррупционная составляющая? Она, как правило, бывает на этапе подготовки документации к конкурсам и аукционам, когда детально прописываются конкурсные условия, которые есть на сайте закупок. В предлагаемом вами автомобиле обивка сидений не ярко-лимонного цвета? До свидания!
Кроме того, не всякий банк может выдать банковскую гарантию тому или иному участнику конкурса. Именно в этом уступают братские фирмы и предприниматели иногородним фирмам. Просто у местных не так много денег. По мнению собравшихся, на таких аукционах должна быть конкуренция внутри региона, тогда все участники будут примерно в равных условиях.
В Америке, поведал присутствующим на встрече Эдуард, вопросы по муниципальным заказам решаются гораздо проще. Требуется, например, отремонтировать определенный участок дороги, и муниципалитет высылает коммерческое предложение всем фирмам города, которые могут провести требуемый ремонт. Затем эти фирмы направляют свои коммерческие предложения с соответствующими расчетами и условиями, и муниципалитет на основании присланных ответов выбирает подрядчика для ремонта дороги.
В любом случае, муниципальные заказы нужны. Напоследок участники решили определиться с плюсами и минусами муниципальных заказов. Итак, плюсы: конкуренция и экономия бюджетных средств. Минусов оказалось больше: дешевизна ставится выше качества, отсутствие персональной ответственности за результат, возможность коррупционных схем, незащищённость местных бюджетов. Пока так. Продолжим обсуждение?