Ненаписанная история Братска
18 человек за чашкой чая обсудили сложную, но интересную тему написания истории Братска. Большинство участников родились и жили в ХХ веке – как говорится, и Советский Союз видали, и 90-е годы пережили, и дефолт 1998 года и многое что ещё. Зачастую мы сами формируем историю, и если про кого-то пишут, кого то обсуждают – это уже есть исторические личности: братчане – участники Олимпиад, поэт и журналист Вадим Скворцов, политик Эдуард Дёмин, да много кто ещё! Про Тамару Павловну Захарову, по мнению одного участника встречи, можно вообще отдельную книгу написать.
В историю можно войти, а можно из неё и выйти – об этом рассказал один из участников встречи Николай: в свое время именно он с ещё одним человеком закладывал в капсулу послание будущим братчанам от первостроителей, однако при открытии капсулы почему-то нашли другого человека, который «заложил» капсулу. Впрочем, вся всемирная история строилась на этом: благодаря информационным войнам (существовавшим всегда) и переписываниям истории возвеличивались целые народы и рушились империи; какие-то отголоски от этого доходят до нас, например, об Атлантиде слышали все, но точной её истории пока никто не может подтвердить. А потому из-за многообразия трактовок различных событий человек выбирает и верит тому, что ближе и понятней лично ему, чему он больше доверяет. Про американца Гагарина слышали?
Но вернёмся к Братску. Есть официальная история – практически все крупнейшие предприятия, которые существовали и существуют в нашем городе, имеют написанные истории. Но есть такие пласты жизни Братска, которые богаты личностями и событиями, но информационно недоступны большинству братчан, например, братское преступное сообщество 90-х годов, обросшее легендами. Как потомки первостроителей города стали преступниками – это ещё та загадка.
Как будут описаны современные события? Кто будет отражать официальную историю? Про кого напишут, а про кого забудут? По мнению участников встречи, фиксацией событий и явлений должна заниматься городская власть. Опять же, одни и те же события трактуются по-разному, не все готовы излагать какие-то детали событий в публичное пространство. Бывает и так, что какие-то факты выплывают лет через 30…
У каждого человека своя правда, всё это очень субъективно. Архив может выступать задокументированой исторической закономерностью событий. Кто-то, добравшись до архивов, может открыть миру новые исторические факты, кто-то превратит архив в ящик Пандоры, кто-то похоронит историю события, ничего не извлекши из архива… Все мы касаемся исторических событий, но правда у каждого своя.
Всегда интересна и детализация истории. Например, по словам Сергея Кузьмича Евстигнеева (помните его?), в Братске планировалось создать производство по переработке урана. К счастью, этого не случилось. А ещё на встрече вспомнили про Яна Шепеленко – в 90-е годы был банкиром, но потом исчез. Жив ли, в бегах ли? Никто не знает. В деятельности Александра Петрунько тоже много тёмных пятен, но ведь не все решаются делиться информацией. Это же касается и более простых вещей: либо ты понимаешь, что это – история, и сохраняешь фото, информацию и так далее, либо уже завтра забываешь о сегодняшнем, как о ненужном. Хотя благодаря интернету и прочим высоким технологиям сохранится всё: и факты, и надуманное – полагаю, что будущим поколениям будет интересно покопаться в истории наших дней.
А всё-таки мы живём в историческое время: никто не станет отрицать, что сегодня в Братске самый молодой мэр. Мы можем давать любую оценку его деятельности, но факт относительно его возраста остаётся историческим. Ещё участники встречи охарактеризовали сегодняшнюю братскую власть как «стерпелись, но не слюбились». Кстати, о предстоящих событиях: буквально через неделю состоится заседание суда относительно нелегитимности думы города Братска. И если хоть двое экс-депутатов, написавших 31 января заявления о сложении своих полномочий, на этом заседании суда заявят, что сделали это под давлением или из-за угроз, а суд примет это к сведению, то этих депутатов смогут восстановить по решению суда, а думу – оставить легитимной.
В театральных пьесах считается нормальным, когда в конце выступления один из актеров называет и представляет режиссёра и сценариста спектакля. В пьесах политических режиссёров и сценаристов мы не узнаем никогда. Кто настроил практически всё руководство города на больничные и отпуска, и кто понесёт ответственность (и понесёт ли?), если в городе сейчас что-то случится, — для большинства братчан останется тайной. Правительство России сейчас находится на Олимпиаде в Сочах, а где же руководство нашего города? В истории города это вряд ли пропишется.