Социально-политическая обстановка
Сегодня 12 человек решили за чашкой чая обсудить социально-политическую ситуацию в Братске. Несмотря на четко обозначенные вопросы по теме, участники встречи неоднократно пытались уйти от обсуждений на другие темы, но в целом диалог получился.
Маленькое новшество: я предложила участникам встречи до начала дискуссий вспомнить, чем запомнилась им прошедшая неделя. Оказалось, что для всех она прошла в сплошном позитиве и, на заметку журналистам, никто не назвал ни одного события, освещенного в СМИ? Странно, не правда ли?
Прежде чем начать разговор о предстоящих изменениях в уставе города Братска и возвращении прямых выборов мэра города, участникам встречи была предложена ретроспектива событий Братска, касающихся выборов, за последние три года:
— 11 октября 2009 года. Двойные выборы – мэра города и Братской городской думы. Побеждает Сергей Серебренников.
— 12 января 2010 года. Сегодня на заседании Думы отставку мэра по его собственному желанию приняли без вопросов, без голосования и без самого СВС. Как сообщил Константин Климов, обязанности мэра будет исполнять Александр Доскальчук, а в его отсутствие — Петр Манушин. Само заседание шло минуты три. Большую часть времени занял гимн города, которым открывали и закрывали заседание. Однако мэрские выборы, прошедшие в Иркутске в конце марта, Сергей Серебренников проиграл.
— 23 мая 2010 года. Выборы мэра города Братска. До выборов: одним из кандидатов на пост мэра был Константин Климов, который потом снял свою кандидатуру; сорваны три заседания думы из-за отсутствия кворума; на одном из этих заседаний должны были назначить вице-мэром Елену Климову (ныне Гольцварт). На выборах побеждает Александр Серов.
— Ночь со 2 на 3 февраля 2011 года. Арест мэра Александра Серова. Официальная версия – вымогательство взятки.
— 3 февраля 2011 года. Принятие Думой отставки Серова. Назначение вице-мэром, а стало быть и.о. мэра Александра Туйкова.
— Март 2011 года. Обсуждаются изменения в устав города, касающиеся назначения мэра города из числа депутатов, а также выборов главы администрации города Братска (или сити-менеджера).
— 5 апреля 2011 года. Проходят публичные слушания относительно этих изменений в устав города.
— 29 апреля 2011 года. Проходит заседание думы, на котором депутаты своим решением утверждают эти изменения.
— 27 мая 2011 года. На заседании думы избирают мэром города Братска Константина Климова.
— 21 ноября 2011 года. На внеочередном заседании городской думы избирают главой администрации города Братска Елену Гольцварт.
— 9 октября 2012 года. Заседание рабочей группы по внесению изменений в устав города, касающихся возвращения к прямым выборам мэра города, не состоялось. Причина – у членов рабочей группы было мало времени для ознакомления с предлагаемыми изменениями. Заседание перенесли на 15 октября.
Как выяснилось, заседание рабочей группы по внесению изменений в устав города сегодня прошло, однако, изменения в устав обсуждать не стали, так как решили дождаться изменений в избирательном законодательстве, которые вот-вот примут в Госдуме, чтобы на основании этого внести изменения уже в городской устав.
Тогда разговор перешёл к обсуждению собственно к выборам, которые всё равно вернутся. Дискуссия разгорелась жаркая, но достаточно интересная. Вот некоторые реплики:
— На выборы ходят не по настроению, которое то есть, то нет.
— Выборы это событие, которое ожидают.
— А почему бы не голосовать как в Будане?
— Не вернуть ли пункт «Против всех»?
— Повысить явку электората на выборах может только страх, например, штраф в сумме 1000 рублей за неявку на выборы (или хотя бы 200 рублей, как предложили отдельные участник встречи).
— Для экономии средств, выделяемых на выборы предложена и такая мера: если человек не желает участвовать в выборах, то примерно за год до них он пишет заявление об отказе от участия в выборах (в тот же избирком); соответственно на это человека (людей) не закладываются предвыборные средства.
— А пока что кандидаты только обещают, но е в силах что-то сделать по своим обещаниям. А избиратели ждут манны небесной?
От обсуждения ситуации политической дискуссия плавно перешла к ситуации социальной. И здесь реплики пошли гораздо интересней:
— Братск на карте страны – как точка от тонко отточенного карандаша.
— В газетах практически нет патриотических лозунгов.
— Журналисты теле-СМИ в основном виноваты в создании негативного образа города.
— Не будем ТАК два года жить: да, есть недопонимание между ветвями власти, но депутаты и городская администрация все равно договорятся.
— Все ли понимают свою персональную ответственность? Ведь многие сейчас боятся совершить ошибку и боятся брать ответственность на себя.
— Сегодня ценный эксперт – чаще всего психолог или психотерапевт.
— В обществе ярко заметны кризис ценностей и их подмена.
— Могут ли органы местного самоуправления принять решение по штрафам за неявку на выборы?
Я решила немножко усложнить задачу участникам встречи и предложила им мнение, которые было опубликовано в Братской истории буквально на днях. Цитирую:
«В понедельник, по-видимому, состоится самый сложный разговор из всех, что прошли. И самое сложное для участников — остаться в теме: возможно ли вообще объединение сильных людей города в достаточном количестве, чтобы предотвратить вакханалию политтехнологов в продавливании всеми средствами очередного пожирателя бюджета? Судя по первым телодвижениям вокруг устава, город ждет новый виток противостояния мелких кланов. Это уже ментальность нуворишей, невозможность мыслить категориями социального развития.
В соседней стране, в Китае, тоже озабочены перегибами в стремлении к обогащению. Там тоже люди из ничего получили возможность богатеть. И у них это получилось за счет развития промышленности, роста экономики. Теперь они говорят себе — мы «перегрели экономику», нам нужны новые ориентиры, количество социальных возмущений выросло с 80 тысяч в год до 150. Надо что-то делать. И где они ищут ответ? В ментальности: «нам надо менять критерии социального успеха.» Они научились понимать, что сознание элиты может быть либо спасением, либо угрозой. Они учатся менять сознание лидеров. Если это получится у них, карты Сибири как китайской территории станут реальностью. Ну, а мы пока будем «забавляться» игрищами за креслице?…»
Ну, и вопрос задала… Думала, что за него меня просто растерзают. А вопрос был следующий: Что именно нужно нашему городу для развития? По каким критериям можно делать вывод, что город развивается? Ответы меня просто сразили:
— В городе есть развитие. По многим показателям мы живем лучше, чем в Иркутске.
— У нас замечательный город и активная молодежь, прекрасные предприниматели и депутаты.
— А мы умеем хвалить?
— Депутаты рекомендуют, а не определяют, куда пойдут инвестиции градообразующих предприятий.
— Власть должна выступать в роли коммуникатора.
— Единственная социальная ответственность бизнеса – уплата налога. В противовес этому мнению тут же прозвучало, что социальная ответственность – это качественные услуги и меценатство, а налоги – это государственная повинность.
— Социальная ответственность – это и летнее трудоустройство подростков.
— На строительство в Братске потому приглашаются подрядчики-москвичи, что неизвестно, будет ли работа у братских строителей, когда закончится глобальная стройка. Москвичи же могут вернуться после стройки домой.
— Основная цель национальных диаспор в нашем городе – выжить… в новых условиях и новых местах.
— Сегодня хороший мэр не тот, за которым стоят конкретные люди, а тот, который вписывается в систему.
— Если люди уезжают, значит, в городе есть проблемы.
— Низкие зарплаты, которые имеют свой «потолок», дорогие авиаперевозки стимулируют отъезд братчан в другие регионы.
— Требуется развитие социальной инфраструктуры, особенной детской – ведь город должен быть удобным для жизни.
— Чистота улиц.
— Трудно в городе реализовывать творческий потенциал.
— Сегодня в городе нет профессиональой психологической службы.
— Основные проблемы Братска – долгая зима, экология и низкие зарплаты, в остальном город благополучен.
— Необходимо формировать положительный имидж города.
— Молодежь больше хочет быть чиновниками, а не бизнесменами.
— Административные барьеры тормозят развитие города. — Давайте сделаем город таким, каким мы хотим его видеть. Сейчас же идет не развитие города, а обновление.