Ответственные за город
Сегодня открытая встреча Братской истории прошла на новом месте – в Торгово-промышленной палате. Десять человек (а именно Вячеслав Щербаченко, Эдуард Дёмин, Аркадий Нестеренко, Юрий Архиреев, Тамара Захарова, Дмитрий Прокудин, Надежда Мещерякова, Анастасия Бойцова, Прохор (фамилию не знаю, выпускник вуза) и я) за чашкой чая пытались определиться с ответственными за город.
Никто не знает границы этой ответственности. Можно быть ответственным за определенный участок, свой подъезд или весь город. Любой человек может задаться вопросом: «Могу ли я?» Если брать ответственным за город мэра, то, наверное, он должен быть святым или волшебником, который бы устроил всех. Но ведь и город – не экспериментальная лаборатория, где любой может заявить: «Дайте я попробую, могу или нет?» Кто-то пытается заменить собой всех своих подчиненных. А, может, достаточно понимать, что за тобой стоят какие-то люди (то есть рядовые горожане), а потому с экспериментами надо быть поаккуратней? Ведь это дорога с односторонним движением — как в бизнесе, где правила игры для всех одинаковы. И если человек честен пред собой, то он ответственен и перед другими.
Стоит ли сейчас как-то обозначать тех, кто, возможно, будет претендовать на кресло мэра? Как показывает практика, если человек захочет участвовать в выборах и заявит об этом, то обязательно найдутся люди, которые скажут ему, что этого делать не стоит. Но если так рассуждать, то зачем вообще ориентироваться на то, что было вчера? Может, стоит что-то другое поискать? Маленькая аудитория или нет – важно ли это для будущих политиков? По сегодняшней встрече можем пока отметить, что на поле общения сегодня пока таких желающих нет. Хотя почему бы будущим политикам не отточить свои силы? Похоже, что пока не все они готовы стать публичными людьми.
Пока не изменится региональная и федеральная политика, город будет жить так же, как и сегодня, при любом мэре. И чтобы ни предпринималось на местном уровне, все устремления с помощью городского бюджета заработать на развитие города будет наказываться урезанием субсидий со стороны областного и федерального бюджета. Иначе чем будет распоряжаться губернатор?
Сегодня содержание одного места в детском саду требует от городского бюджета 6000 рублей в месяц – это помимо родительской платы. Но этих денег нет. В Братске сегодня фактически ничто не строится (за счет городского бюджета) и дороги капитально не ремонтируются, тогда откуда взяться деньгам на детские сады? Правильно, со всего остального – социалки и заработных плат.
Хотя можно и найти. Например, дома я не буду что-либо зашивать гнилыми нитками, прекрасно понимая абсурдность этого действа. Но почему-то у нас считается нормальным ремонтировать дороги во дворах так, чтобы они рассыпались через полтора года. Все решают аукционы по ремонтно-дорожным работам, где побеждает тот, кто пообещает сделать требуемые работы за меньшую сумму. Эти конкурсы пока что формируются кулуарно, а потому их результаты вполне предсказуемы. С таким подходом город и остается как без денег, так и без дорог. Ведь почему в Европе хорошие дороги? Там просто не экономят на качестве и соблюдают технологии. Такого же принципа придерживаются и те, кто работает в бизнесе: не халтурить, поскольку хорошо сделанная работа – это и имидж предприятия, и возможность работать в дальнейшем.
В качестве примера можно взять дорогу по улицу Кирова, которая сделана добротно много лет назад, хотя и тогда денег в городском бюджете тоже было мало, но тогда еще был контроль исполнения работ. А сегодня как? Принимают акты выполненных работ с недоделками, а потом кого где искать? Кто что должен будет доделывать и какую нести ответственность? Стоит помнить и о том, что расходы в городском бюджете на социалку ежегодно уменьшаются на 7-8%, несмотря на постоянно растущие зарплаты, тарифы и, собственно, инфляцию.
Будем реалистами: мэром должен быть человек, который найдёт компромиссы с максимальным количеством субъектов в своей деятельности. Очень важно в этом плане построение отношений мэра с губернатором. Вроде бы небольшой город Черемхово, но там два ФОКа и бордюры красят дважды в год – это хорошо или плохо? А ведь по сути забрали деньги у соседей. Какая разница, как живут в других городах области, если надо, чтобы в своем городе было комфортно? Можно ли такой подход считать правильным? Ведь в том же Тулуне сегодня нет никаких перспектив. Сегодня, наверное, проще переселить жителей Тулуна в Братск или Иркутск. Но нельзя этого делать! Чтобы город жил лучше, надо больше зарабатывать, то есть создавать новые рабочие места. Но, опять же, какие? Ведь грамотный городской бюджет – это содержание и развитие. Только кто даст городу жировать? На то и выстроена прозрачная политика местных бюджетов.
У каждого человека найдутся претензии к городскому бюджету – прикопаться можно ко всему. Например, ветераны БГС хотят увидеть смету на памятник Наймушину, на который запрашивают 26 миллионов рублей. Тайной за семью печатями является также информация о том, сколько денег уже есть на изготовление этого памятника. Должен быть проект этого памятника, а смета – публичной, чтобы люди видели, откуда цифры берутся. Ведь для того, чтобы построить дом для врачей-интернов, нужно 35 миллионов рублей, а тут 26 миллионов на памятник… при всем уважении к этому человеку… Жить по средствам надо.
В том же Хабаровске шикарный собор построили всего лишь за два года – просто предприниматели получили счета на это строительство от… губернатора. И попробуй не оплати. Но такой успех возможен только благодаря контролю и предварительному планированию (проектированию). Нужно ставить задачи, давать критерии, а потом по этим критериям спрашивать. Но на создание проектов тоже должны быть деньги. А нынешние аукционы – это мина замедленного действия. Поэтому на следующей встрече мы решили разобраться, в чем похожи и чем отличаются друг от друга коррупция и взятки. Разговор на эту тему можно начать уже прямо сейчас.