Интересы города
С начала встречи постарались определиться с интересами Братска – это все, что идет во благо города, в том числе и материальное благо, новые дома, переселение из ветхого жилья, доступность нового жилья, строительство детских садов и школ, парки культуры, производственные предприятия (как рабочие места, так и дополнительные налоги во все бюджеты, но не забываем и про воздействие на окружающую среду), способность к самореализации города и конкретных людей. Интересов много – от глобальных до местечковых проблем (удобно и неудобно); от глубокой лужи около подъезда до вопросов, которые решаются на региональном и федеральном уровне. То есть должен быть комфорт во всем: от соцкультбыта до перспектив (у каждого свои). Конечно, к каким-то неудобствам мы просто привыкаем – например, к шуму от находящихся недалеко от дома аэропорта (как в Иркутске) или железной дороги.
Но различные неудобства быстрее помогают определиться с интересами, лоббирование которых необходимо как от двора и микрорайона, так и до жилого района и города в целом. Приоритеты каждого человека еще зависят от возраста и статуса. И если раньше братчан волновало, что мало авиарейсов до Москвы, талонов и продуктов, то сегодня горожане назовут совсем иные интересы. Проблема только в том, что к сегодняшнему дню мы подошли с той же структурой и тем же командным подходом, которые были при советской власти – Братском, как и прежде, управляет Иркутск. Но, несмотря на то, что Братск нередко называют северной столицей Иркутской области, реально Братск сегодня не потянет на областной центр – ни юридически, ни технологически, ни интеллектуально, ни финансово. Деньги – это единственное, вокруг чего может объединяться современная система управления.
Что нужно рядовому обывателю? Покушать, чтобы не воняло, высокая зарплата, чтобы можно было полноценно отдохнуть… Обывательская мечта – жить в свое удовольствие, и чтобы при этом в городе был мудрый хозяин, что мэр думает о наших интересах на всех уровнях – областном и местном, при этом среди депутатов нет разделения по партиям, все они объединены партией интересов Братска. До сих пор непонятно, почему в нынешнем Законодательном собрании не появилась связующая сила для Братска – 6 депутатов из 50, какой еще город (кроме Иркутска) может похвастаться таким количеством своих представителей в областном парламенте? А еще нужна активность городской администрации, чтобы город максимально попал в региональные программы, то есть должна быть политическая воля, в том числе и от губернатора.
Лоббировать городские интересы не каждый способен – по сути это наука выигрывать. Когда человек попадает в кресло мэра или главы администрации, он… меняется, наивно полагая, что может все. Во власть в основном идут из-за амбиций. А где гарантии, что предвыборные обещания будут выполняться?
С другой стороны, лоббисты обязательно должны быть политиками? А почему бы не общественниками? А еще, почему бы не ввести индекс лоббирования, по которому можно было бы оценивать деятельность отдельных людей в свете отстаивания тех или иных интересов города?
Почему сегодня лоббистская энергия Братска спала? Депутаты от Братска в Законодательном собрании есть, все они живы-здоровы, но кто-нибудь с их спрашивает, как они отстаивают интересы города? Не наша ли пассивность является тому виной?
Одним из братских лоббистов сегодняшнего дня участники встречи назвали Андрея Антоненкова – за то, что он «достучался» своим обращение до премьер-министра. Каким будет продолжение этого обстоятельства – еще неизвестно, но почему на месте Андрея не оказались ни мэр города, ни глава администрации, ни депутаты как городской Думы, так и Законодательного собрания, ведь у всех у них больше возможностей, чем у Андрея? Ну, а сами мы насколько пессимистично к этому относимся? Хотелось бы, чтобы в этом болоте лягушки заквакали…
Лоббистике хорошо учиться на примерах. Лоббирование интересов города может идти от рядовых горожан, затем от депутатов и так далее. Для начала надо отбросить ложный стыд и начать пробивать вопрос, например, по постоянной глубокой луже около родного подъезда. Поначалу покажется трудно, но потом появятся опыт, обратные письма на ваши обращения, а тут кто кого. Кстати, те, что пишет эти письма (как правило, отказные), — это те же клерки, перед которыми поставлена задача – профессионально отписать.
С лоббистами теперь все ясно – они идут и добиваются. А вот как теперь назвать тех, кто им препятствует? По сути, они тоже лоббисты, только пробивают свои собственные интересы. Разве не так?
А вообще, лоббирование – это свойство характера, этому нигде не учат. Лоббисты – это штучные таланты. Было бы здорово, чтобы сама общественная среда выдвигала таких инициативных людей… в политику. Да-да именно туда, поскольку лоббист при статусе и корочке будет иметь больше возможностей в своей деятельности. Важно не путать лоббистов с пассионариями, которые по сути делают то же самое, что и лоббисты, только без оплаты за свою деятельность, а то и за свои деньги. Работа лоббистов должна оплачиваться. Но деятельность любого лоббиста немыслима без метода квалифицированного беспокойства – должен быть исключен элемент равнодушия, а опыт положен в навыки и элемент беспокойства о ком-то больше, чем о себе. Необходимо формировать культуру лоббистов, тогда и будет эволюционное перерождение общества.
Интересы города исходят из личных интересов. Лоббисты должны быть профессиональными, и это должно быть не пять человек, а гораздо больше, но задача каждого из них — эволюционировать на шаг впереди общества и видеть пользу от решения проблем на несколько ходов вперед, даже если общество еще не созрело для решения этих проблем.