Околодумские страсти
Околодумские страсти обсудить за чашкой чая собрались 23 человека. Мэр города Константин Климов рассказал собравшимся свое видение вокруг думы и ответил на все заданные вопросы. Диалог получился интересным, но обо всём по порядку.
Ситуация вокруг Думы – чистый шантаж (подробней о нем чуть позже): сегодня одни шесть депутатов подали заявления о сложении своих полномочий, завтра на их месте могут быть другие. Почему-то депутаты «забывают», что они наделены не только правами, но и обязанностями. В чем ущемлены чувства депутатов, написавших заявления? Не желают принимать изменения в уставе города? Какие еще есть причины? Ведь выборы нового мэра и их результаты сегодня непредсказуемы.
Если эту ситуацию, которая сложилась вокруг думы Братска, не «прижечь», то она будет прогрессировать и однажды войдёт в систему, и шантаж будет постоянным. Все понимают, что ситуацию надо купировать, однако вся общественность заняла выжидательную позицию.
Было бы лучше, если бы депутаты вышли к своим избирателям с разъяснениями ситуации в городе и, заручившись поддержкой горожан (только при этом условии), написали заявления о сложении своих полномочий. Но этого не сделал ни один депутат из тех, кто написал заявления.
Почему не вышел седьмой депутат? Потому что на сегодняшний день ситуация пока что обратима. При этом ушедшие депутаты не обращались с тем, чтобы общаться с Константином Климовым. Нет смысла и мэру обращаться к этим депутатам, поскольку они зависимы и даже не решают, присутствовать ли им на ближайшем внеочередном заседании думы (планируется на четверг). Человек, от которого они зависят (Александр Гаськов), сознательно создал такую ситуацию и ждёт, когда Климов пойдет с ним договариваться, тогда и выдвинет свои условия. Выход из этой ситуации с выходом на прямые выборы мэра – маловероятен. Пойдет мэр на эти условия или нет, но принятие бюджета 2014 года и поправок к бюджету 2013 года необходимы.
А что могут сделать простые жители города? На выборы приходят 15-17% от числа тех, кто имеет право голосовать, и только 1% из них по-настоящему интересуются политикой. Увы, но люди большей частью не интересуются политикой, а потому не понимают ее влияние на жизнь. Процессы, которые сегодня происходят в Братске, болезненные, но таковы издержки демократии. К слову, лет 10-15 назад у депутатов было гораздо меньше влияния на исполнительную власть. Важен и такой момент: нет гарантий, что будущая дума выберется без группы людей, которые будут влиять на мэра. Независимый депутат – это миф. Прямые выборы мэра не являются гарантом того, что крупные финансовые группы не приведут своего человека.
Такие демарши будут и в будущем, если не будет договоренностей между исполнительной и представительной властью. Братск всегда был и есть амбициозный город, но сегодня он воюет почему-то внутри себя, а не за свои интересы.
Возвратимся к сегодняшней ситуации вокруг думы. Оставить город без изменений в бюджете 2013 года – критично, но не катастрофично, выкрутиться можно. А вот оставление города без бюджета 2014 года выкинет Братск из областных и федеральных программ. Кроме того, если по депутатам ничего не изменится, то есть они не будут уходить и возвращаться, то процедура по роспуску думы продлится 6-7 месяцев. То есть выборы в новую думу по такому сценарию пройдут в сентябре 2014 года, но город будет жить без спланированного бюджета (то есть каждый месяц по 1/12 доле от бюджета 2013 года).
Но мы и сейчас не готовы к выборам. При снятии Серова не была исключена причина политического кризиса в Братске, но тогда успокоили людей, ведь люди не должны страдать.
Сегодняшнюю ситуацию вокруг думы можно затягивать долго. Можно предположить, что ситуация завязана для того, чтобы Елена Гольцварт не отчиталась, но причина не в отчете, откупом идет невнесение изменений в устав города.
Возник интересный вопрос: а может ли человек без денег и чьей-либо поддержки пройти в Думу? Таким депутатом назвали Николая Бабина, который именно в таких условиях в свое время буквально пешком дошел до каждого своего избирателя, побеседовал с ними. Среди других кандидатом такого практически нет, а потому и процветают черные технологии. Может, поэтому сегодня избиратели никому не верят?
— Я не жалуюсь области, не пишу кляузы и не собираю компроматы, — продолжил Константин Климов. – Некоторые мои оппоненты говорят, что у меня нет политического будущего в Братске из-за того, что действую в соответствии со своими убеждениями, но у меня был выбор — делать это или не делать.
Почему возник конфликт? Какая чёрная кошка пробежала между Константином Климовым и Еленой Гольцварт? Важно соблюдение договоренностей, то есть Дума принимает решения, а администрация их выполняет – это по закону. Когда Елена Викторовна перестала выполнять решения, депутаты сразу стали спрашивать Константина Климова, почему такое происходит. Чтобы ситуация изменилась, нужна новая перезагрузка, то есть новый состав думы и администрации. Хотя это не панацея, ведь неизвестно, что как сложится, но так будет честнее. Поэтому мэр, скорее всего, будет вынужден идти на какие-то договоренности. Но народ должен знать, почему он пойдет на эти уступки. Хотя тому же воспитателю в детском саду, получающему прежнюю, а не повышенную зарплату, все равно, что происходит в братской политике. Пока нет силы (партийной, финансовой и так далее), которая может изменить политическую ситуацию в Братске. Пока нам известно некоторое количество групп, которые примут участие в предстоящих выборах.
Сейчас опять вводят графу в избирательные бюллетени «Против всех», но она не будет что-либо решать: победителем будет только тот кандидат, который наберет большее количество голосов, даже если кандидат «Против всех» будет явным лидером. Пока не будем платить штрафы за неявку на выборы, собственно явка вряд ли вырастет.
Непросто и самим депутатам: не нравится людям, когда все депутаты голосуют одинаково, а когда идут споры по каким-то вопросам – это уже конфликт. Золотой середины тут нет. Что интересно, но ответственность депутатов сегодня только моральная, вся остальная ответственность – на исполнительной власти. Но, может, это и хорошо. Хотя законодательно должно быть прописано, чтобы депутаты несли еще и материальную ответственности: снялся с должности – верни все деньги, которые выплатили как компенсацию затрат на депутатскую деятельность (8 тысяч рублей в месяц получают сегодня братские депутаты).
Мэр отчитывается и за думу, и за администрацию, и даже за федеральную власть в части того, что находится на территории нашего города. Благодаря вариативности по федеральному законодательству и разным уставам городов Иркутской области, все мэры области – с разными полномочиями, но поручения даются им даются одинаковые. Всё-таки должны быть равные условия для всех, тогда и не будет: кто как захотел или то как договорился.
Надо все страной определиться: или диктатура, или переболеть демократией (а это 3-4 избирательных цикла) – долго, но…
При этом должна и экономика города развиваться. Бизнес-сообщество Братска абсолютно разрознено. Не вкладывая денег в город, любой бизнесмен рискует развалить свой бизнес. Риторический вопрос: почему торговые центры в Братске строят иркутяне? Современный братский бизнесмен несет ответственность за свой бизнес, но никак не за город. Большой финансово-промышленной группой может стать средний и малый бизнес, но тот же Союз промышленников и предпринимателей разрознен и не несет ответственности за город.
Может быть, поэтому большая часть думы шантажируется малой? Причем не ставится условие – принять или не принять изменения в устав. Условия ставятся более жесткие: не принять устав, но принять бюджет или не принять ни устав, ни бюджет…
Кстати, свои заявления о сложении полномочий депутаты (а они пока что остаются в этом статусе) могут отозвать до принятия решений Думы об их отставке. Потому Гаськов и торгуется, используя депутатские мандаты и шантажируя городскую Думу и мэра.
Тем, у кого зарплата 15 тысяч рублей, всё равно, кто с кем договорится или не договорится…
Как прозвучало напоследок, с террористами не договариваются, террористов уничтожают. И хотя некоторые утверждают, что если сегодня собраться всем 23 депутатам, то общение может дойти до рукоприкладства, это всё эмоции. Думаю, что наши политики смогут разрешить этот конфликт цивилизованным путём.