Депутаты распущенной думы
19 человек собрались за чашкой чая, чтобы разобраться и понять, что произошло в пятницу с депутатами думы Братска, понесёт ли кто-нибудь за случившееся ответственность и что ждёт город в ближайшее время.
Сама ситуация была наиграна, когда (теперь уже бывший) депутат Владимир Тулин передал Константину Климову сразу после открытия заседания думы пачку заявлений о сложении депутатских полномочии со словом «Сюрприз». Конечно, остальные депутаты могли проголосовать против сложения депутатских полномочий их коллегами, но по закону сложение депутатами своих полномочий входит в их права и решение думы об этом носит чисто информационный характер, а потому воспрепятствовать этому никто не может.
Избирателей – рядовых братчан – тоже не спросили, хотят ли они этих отставок, поддерживают ли они своих депутатов в этом. Цинизм ситуации и в том, что некоторые сложившие свои полномочия депутаты уже заявили, что будут выдвигаться на выборах в думу следующего созыва, кто-то уже начал агитацию. Константин Климов в понедельник (исправленному верить) уже подал заявление о признании думы нелегитимной в суд в Иркутске. Получается, что он об этой ситуации знал или догадывался, и это был не такой уж и сюрприз?
Как бы там ни было, но в этой ситуации разумные и прогрессивные силы в городе проиграли, а город в своем политическом (и не только) развитии откатился, как минимум, на два года назад.
В Братской истории писали, что из-за не принятых изменений в уставе новая дума будет формироваться по смешанной системе – 12 округов и 13 депутатов по партийным спискам, при этом прямые выборы мэра отлагаются, как минимум на пять лет. Участники встречи, ссылаясь на консультации с юристами, предположили и такой вариант развития политических событий в Братске: избирается новая дума, на первом её заседании депутаты выбирают из своего числа мэра, затем принимаются изменения в устав города, возвращая прямые выборы мэра в Братске, после мэр подает в отставку и назначаются выборы мэра города, после которых дума продолжает свою работу (то есть без роспуска), а сложивший мэрские полномочия депутат сохраняет свой статус депутата. Правда, и тут возник интересный вопрос: а если этот депутат, взявшийся временно исполнять обязанности мэра, не захочет уйти с поста мэра до конца срока полномочий думы? Как и на кого тут можно понадеяться? Кто сможет оправдать доверие?
Вообще, система двоевластия, когда городом управляют мэр и сити-менеджер, неоднозначна: есть города, где подобная система власти создала немало проблем, но есть и города с положительным опытом такого управления – скорее всего, сработанность мэра и сити-менеджера зависит от человеческих факторов. Стоит помнить, что неправильные решения, принятые в непростые времена губят целые коллективы.
Но как бы ни складывались отношения, кто понесет ответственность за случившееся в думе Братска? На сегодняшний день, по закону, отказавшиеся от своих мандатов депутаты не понесут никакой ответственности. Получается, что на подобные ситуации никак нельзя повлиять? И тут от участников встречи — представителей «Единой России» — прозвучало предложение: обратиться на днях в Законодательное собрание Иркутской области с обращением внести в Устав Иркутской области изменение, чтобы депутаты, сложившие свои полномочия в муниципальных образованиях, не имели права снова выдвигаться кандидатами на ближайших выборах. Может, хоть тогда депутаты, решившие использовать свои отставки как шантаж, будут задумываться? Участники встречи предположили, что Законодательное собрание поддержит такую инициативу, поскольку такая ситуация в системе власти города сложилась не только в Братске, но и в ряде других городах области.
Участники встречи поинтересовалось судьбой обращения «Единой России» к губернатору, написанному в начале декабря, когда шестеро депутатов думы Братска написали заявления о сложении своих полномочий. Оказывается, то обращение притормозили, так как показалось, что в конце декабря (на заседании думы) произошло перемирие. Но это только показалось. Впоследствии бюджет приняли, и депутаты, несколько в ином составе, сказали думе «до свидания»…
Законодательно такой шантаж заложен в принципе: несколько человек выходят из думы (как правило, меньшинство), и нелегитимной становится вся дума. А ведь кто-то и не думал слагать свои полномочия и был намерен продолжать работать в статусе депутата. Для чего существует такой принцип? Чтобы депутаты учились договариваться? Почему подобное невозможно на предприятии (ну, ушла с предприятия группа людей – оно все равно продолжает свою работу), но возможно в думе (ушли несколько человек, но нелегитимными оказались все депутаты). Буквально две недели назад прошли пакетные договоренности, депутаты дума Братска подписали акт согласия, что личные интересы не будут преобладать над интересами города, по крайней мере, до окончания срока полномочий думы, но оказалось, что можно плюнуть на всё… Ситуация из патовой превратилась в матовую. «А чё дальше?»
Мы постоянно учимся, нас обманули раз – идём другим путём. Но ведь при этом и на нас учатся. Муниципальное образование (то есть город) – это не бизнес, хотя в городском бюджете, как и в бизнесе, есть и дебет, и кредит. Нравственность человека – основа основ, но во власти что первично – экономика или политика? Они нераздельны, ведь любой власти без экономики уже завтра не будет. Политика – это инструмент, а экономика – основа. Но почему-то экономике отводится роль ветхого домика, а политике – замка, который стоИт…
«Депутаты распущенной думы» — неоднозначная фраза. Так что ждет Братск в ближайшее время? До 14 марта должны быть назначены выборы в думу Братска, которые пройдут либо в конце мая – начале июня (как досрочные), либо 14 сентября – в единый день голосования. До выборов городская администрация будет принимать самостоятельные решения, касающиеся жизнедеятельности города. В случае, если полномочия Елены Гольцварт будут прекращены по решению суда, — вместо нее будет назначен новый сити-менеджер из числа ее заместителей. При этом мэр города остается на своем посту до выборов (назначения) мэра из депутатов новой думы. В общем, всё интересное – ещё впереди.