Благоустройство города
Итак, сегодняшняя встреча стала продолжением разговора с прошлого понедельника. Докладчик Александр начал с главного – а именно с терминологии, которой важно владеть и которую нужно понимать, говоря о благоустройстве города. В принципе, ничего специфичного и заумного тут нет, но некоторая систематизация понятий никому не помешала. О чём поведал Александр?
Благоустройство города включает в себя инженерно-техническую и социально-культурную обустроенность. Инженерно-техническая обустроенность – это собственно инфраструктура, санитарная безопасность, устройство дорог, проездов и автостоянок (которые занимают примерно 20% от территории города), наличие обслуживающих построек. Все остальное – и есть социально-культурная обустроенность, то есть повседневное обслуживание населения, степень активности населения и степень социально-культурной неоднородности и вандализма.
Разобравшись с понятием благоустройства, докладчик перешел к понятию города. Ведь город – это не только точка на географической карте, он подразумевает собой наличие городского пространства и сообщества. Городское пространство включает в себя: площадь, рынок, биржу (где как); собор (не только как место молений, но и как место собраний, кстати, присутствующими отмечено, что в советское время роль соборов выполняли дома культуры); суд как символ городских свобод и «театр действий»; сам театр (раньше на площади, а после — в самостоятельном здании); кафе, пивная, ресторан и т.п., где люди общаются. Из всего этого к категории власти можно отнести только суд. Все остальное и есть город как самоуправляемое сообщество.
Функция города – производить жизнь, а городская среда – и есть среда обитания. То есть получается, что благоустраивать город – это творить городскую среду на уровне подъезда, двора, района, улицы и т.д., будь то лавочка, скульптура или что-то ещё.
Но город – это, прежде всего, люди, и ресурсы любого города – это активные горожане, которых, как правило, 2-3%, которые могут объединить вокруг себя еще 10-15% горожан, и еще 10-15% горожан будут просто смотреть на них и их действия. Благодаря таким действиям и идёт развитие города.
Вот так подробно определившись с терминологией, участники встречи перешли обсуждению строек-проектов нашего города, которые у всех на слуху: нового здания пенсионного фонда, торгово-развлекательного комплекса на Депутатской и Парка Тысячелетия. Александр раскритиковал все три этих проекта. И если почти построенному зданию пенсионного фонда досталось за то, что оно закрывает свет стоящему за зданием дому, а так же за отсутствие места для автостоянки на длительное время, то ещё не построенным торгово-развлекательному центру и парку досталось куда больше. Например, по предложению Александра, развлекательный центр лучше бы построить на территории парка, на которой можно творить и творить, а здание пенсионного фонда отлично бы смотрелось на том самом месте, где планируют сейчас построить развлекательный комплекс, – на улице Депутатской.
Докладчика попробовали урезонить тем, что не надо считать чужие деньги. Если это функционально и безопасно, то пускай строят. Более того, предложено поработать над созданием культа города Братска, должна быть гордость города и будет очень даже неплохо, если она проявится в благоустроенности города. Без гордости за город любое благоустройство – обычное потребительство. Сейчас символом Братска является Братская ГЭС, но ведь должно быть что-то ещё! Интересную мысль по этому поводу высказал Аркадий: вот перенесите нас в 1980 год – ужас какой представлял собой город в плане благоустройства, но всё равно мы тогда городом гордились.
Сейчас в нашем городе три промышленных монстра – градообразующих предприятия – работают на чей-то карман, а не на идеологию, как было в советское время. Градообразующим предприятиям не выгодно вкладывать в городскую среду. Поэтому горожанам остается только приспосабливаться к этим условиям. Хотя культурная зона, которая выходит на водохранилище, наверное, городу нужна. Вот только где эти 2-3% горожан, способных дать городу развитие?
Прозвучало интересное предложение: почему бы всем проектировщикам не отойти от почерка советской эпохи – гигантомании, может, лучше сделать несколько небольших парков (3-4 в Центральном округе), а не один большой и на окраине города, куда редко будут заглядывать жители с 23 микрорайона, а тем более с Энергетика и Правого берега? Ведь есть неблагоустроенные парки в Энергетике, в Центральном округе (тот самый на Парковой улице, который раньше был с аттракционами), набережная в Падуне… Может, лучше благоустроить то, что есть, а не строить что-то новое? Ведь у нас уже есть недострои – памятники прежним властям: Дворец пионеров, «Эльдорадо», недостроенный вокзал… Нужен еще один котлован в центре города? И что можно сделать, чтобы подобных проектов не было в будущем?
Диалог продолжил Николай: инструментов, чтобы что-то делать, много, просто надо определиться на будущее, так как то, что уже запланировано, мы уже не изменим: и торгово-развлекательный комплекс, и Парк Тысячелетия будут построены. Другое дело, если в городе появится фонд местных сообществ (как, например, в Свирске и Ангарске). Как объяснил Николай, инициативная группа в лице администрации города, бизнеса и общественности в этих городах выдвигают своих кандидатов, из которых и создаются общественные советы. В Братске пока таких фондов нет. Если первые лица города не готовы принять в этом участие, тогда инициаторами могут выступить некоммерческие организации. Можно даже провести ярмарку некоммерческих организаций, на которой и встретятся инициативные люди. А через ярмарку НКО можно подойти и к идее создания фонда местных сообщество, который вполне мог бы заняться вопросами благоустройства города, а параллельно и общественной экспертизой социальных городских проектов.
К слову, Николай отметил, что в городе уже есть центр городского дизайна, что оказалось новостью для большинства собравшихся. Оказывается эта структура отработана, но… не работает, так как нет муниципального заказа, хотя работает она с 2009 года.
Напоследок выяснилось, что одна из участниц встречи, Ольга, подготовила небольшой доклад по вопросу, который возник в ходе обсуждений на прошлой встрече: может ли муниципальная власть контролировать действия управляющих компаний и как. Поскольку доклад не вписался в тему сегодняшнего разговора, выкладываю его отдельным сообщением, поскольку вопрос действительно интересный.
===========================================================
Несостоявшийся доклад от Ольги:
Организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования регулируется в основном муниципальными правовыми актами, которые принимаются в соответствии с градостроительным и жилищным законодательством, требованиями СНиП и иными федеральными и региональными актами.
Городское благоустройство есть совокупность создаваемых городским хозяйством условий, в которые поставлено удовлетворение коллективных потребностей городского населения. Следовательно, под благоустройством следует понимать совокупность работ и мероприятий, осуществляемых в целях приведения той или иной территории в состояние, пригодное для строительства и нормального пользования по назначению, создания здоровых, удобных и культурных условий жизни населения. Это комплекс мероприятий, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, в том числе управляющими кампаниями.
Понятие «благоустройство городской территории» включает в себя работу по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию городской улично-дорожной сети, мостов, тоннелей, путепроводов, содержанию и развитию сетей освещения, содержанию рекреационных зон, работу по озеленению городских территорий, содержанию и развитию объектов ливневой канализации, организации площадок для выгула собак, комплексному развитию внутридворовых территорий.
Профессиональный подход к этой проблеме сформировал понятие комплексного благоустройства, которое включает в себя:
– реконструкцию и ремонт фасадов и подъездов зданий;
– организацию дорожно-тропиночной сети;
– реконструкцию озеленения;
– устройство газонов и цветников;
– освещение территории двора, включая художественную подсветку;
– размещение элементов и малых архитектурных форм детских спортивно-игровых площадок;
– комплектацию дворов элементами городской мебели;
– организацию площадок для выгула собак;
– упорядочение парковки индивидуального транспорта;
– обустройство мест мусоросбора.
Что касается полномочий муниципалитета по контролю за работой управляющих компаний, Федеральным законом № 123-ФЗ существенно расширена статья 165 ЖК РФ, посвященная созданию органами местного самоуправления условий для управления многоквартирными домами. Теперь органы местного самоуправления уже не могут устраниться от проблем граждан, недовольных действиями управляющих организаций.
Собственники помещений, органы управления ТСЖ вправе сообщать местным властям о невыполнении управляющей компанией обязательств, предусмотренных п. 2 ст. 162 ЖК РФ (обязательств по договору управления многоквартирным домом).
Орган местного самоуправления должен организовать проверку в течение пяти дней. Порядок проведения такой проверки установлен Минрегионом.
Если проверка подтвердит факты невыполнения Управляющей компанией (УК) условий договора управления, орган местного самоуправления (не позднее 15 дней с момента соответствующего обращения) созывает собрание собственников помещений для решения вопроса о расторжении договора и выборе новой управляющей организации, либо — изменении способа управления домом.
Подобный опыт работы уже практикуется в Ангарске.
В структуре городского департамента ЖКХ и строительства Ангарска по инициативе администрации начали работать муниципальные инспекторы, имеющие право не только проверять управляющие компании, но и — главное — применять к нерадивым жилищникам административные санкции. Новые полномочия муниципалитета весьма солидны: городские власти получили право проверять оформление и качество исполнения договоров между жильцами и УК, оценивать техническое состояние дома, составлять протокол, который влечет за собой штраф директору компании в несколько сотен тысяч рублей, а его неоднократное составление обеспечит дисквалификацию руководителя.
Муниципальные инспекторы могут проводить плановые проверки по согласованию с прокуратурой. Если на какую-то управляющую компанию поступают жалобы от ангарчан, то это повод для внеочередной проверки. По ее итогам комиссия составляет акт и выдает управляющей компании предписания с перечнем замечаний и, главное, сроками их устранения.
Если и после этого управляющая компания не выполняет свои прямые обязанности, ее ждет административная ответственность.
Правильность такой инициативы подтвердило время. Симбиоз горожан и муниципальных инспекторов не оставляет шанса закрепиться на рынке данных услуг рвачам и лентяям.
Нормативно-правовой базой, регулирующей отношения муниципалитетов, жителей и управляющих компаний в сфере благоустройства, являются:
— Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, которая гарантирует экологические права граждан Российской Федерации. В статье 42 говориться, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В статье 58 говориться, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
— Градостроительный кодекс Российской Федерации от 10 января 2005 года №190-ФЗ, который регулирует отношения в области создания системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства и охраны окружающей природной среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения.
— Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, в котором четко разграничиваются права и обязанности местного самоуправления по организации, регулированию благ для населения и организаций, определяются правовые и организационные основы местного самоуправления.
— Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ, который определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы.
— Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ, который определяет санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений, и предусматривает создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений.
— разрабатываемые муниципалитетом Правила благоустройства и санитарного содержания города, которые устанавливают единый порядок внешнего благоустройства территории города, порядок уборки и очистки, содержания, озеленения территорий, включая прилегающие к городу территории. Правила благоустройства территории муниципального образования города Братска были утверждены решением Думы города Братска от 29.06.2012 № 421 /г-Д.