Проблемы и перспективы развития бизнеса
Сегодня открытое заседание Братской истории началось с приятного – награждения победителей конкурса лучшего художественного фото природы города Братска. Фотографии победителей конкурса очень быстро нашли своих почитателей и быстро растворились среди пришедших на сегодняшнюю встречу. Обсудить за чашкой чая проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в Братске собрались 21 человек.
Поскольку основные проблемы частного бизнеса в России были обсуждены на страницах Братской истории еще в выходные, то участники сегодняшней встречи сразу перешли к проблемам местным. Например, было отмечено, что развитие Братска возможно с помощью предпринимательства, ведь в нашем городе достаточно возможностей и средств для ведения бизнеса, кроме того, есть масса не предоставляемых услуг, в которых город нуждается, но, видимо, не хватает форм для реализации всего этого. Люди боятся ответственности? Плюс конкуренция, которая зачастую бывает неграмотной… В любом случае, 40% доходов городского бюджета поступают от местного бизнеса. Могло бы быть и больше. Что мешает?
С одной стороны, существует множество федеральных программ для местного бизнеса, но кто о них знает? Да, в них заложены достаточно высокие требования к претендентам на участие в этих программах, но все они направлены на то, чтобы сразу отсеять тех, кто не готов нести ответственность.
Кто еще может помочь начинающим предпринимателям? Навскидку участники встречи назвали немало: городская власть, Союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, фонд поддержки предпринимателей, бизнес-инкубатор, школа социального предпринимательства, куча грантов… Прозвучало еще и название такой организации как Росмолодёжь (лично я о ней впервые услышала). Но основная проблема в отсутствии информации о такой возможной помощи. Плюс к этому у начинающих бизнесменов должны быть определенные знания.
Молодежь не так стремится заняться бизнесом еще и потому, что сегодня нет престижа предпринимательства, о нем просто нет никакой информации. Спектр услуг, требующихся в нашем городе, огромен, кроме того, можно (и нужно) повышать качество тех услуг, что есть сегодня в Братске. Городская администрация вполне может выступить в этом вопросе пропагандистом – то есть озвучить, какие услуги требуются нашему городу, и молодежь вполне может найти куда приложить свои силы. Не только налоговые, но и экономические законы действуют на малый и средний бизнес, плюс к этому регулирующая рука муниципальных и государственных заказов.
Но экономическая политика в стране… Ее просто нет. Хотя прозвучали на встрече мнения, что государство ставит задачу собрать больше налогов, а также экономическая реализация в поставках сырья. При этом нет количественных требований. Например, сколько стране (городу) нужно предпринимателей через пять лет? Нужно проводить круглые столы не по взаимодействию власти и бизнеса, а по развитию территории. Власти, в свою очередь, на местах должны создавать инфраструктуру городов, чтобы крупные предприниматель шли на эту территорию. Инвестиционный паспорт нашего города есть, но, по мнению собравшихся на встрече, он не работает. Нет волшебного механизма для объединения целей предпринимателей и целей города.
С молодежью всё проще – у неё нет способности (а скорее желания) встать, пойти и сделать. Этот вывод можно сделать и из такого обстоятельства, что недавно в нашем городе прошёл бесплатный семинар по коммерческим переговорам. Из 33 заявленных участников («которые зуб дали») на семинар пришли только 16. Но, опять же, кто знал об этом семинаре? Как он анонсировался? Как выяснилось, через социальные сети, потому что размещение объявления в СМИ – дорого.
Ещё при анонсировании этой встречи, я привела статистику, по которой из начинающих бизнесменов в деле остаются 10%, а организовывают частный бизнес всего лишь 5% от общего количества трудоспособного населения. Сегодня на встрече прозвучало, что для развития города необходимо, чтобы организаторами бизнеса стали 40% из числа тех, кто трудится. При этом от двух до пяти процентов могут сами включиться в предпринимательскую деятельность, а примерно 35% самостоятельно никогда не пойдут в бизнес, хотя они вполне готовы быть руководителями хоть двух, хоть 400 человек (это уже зависит от способностей конкретных людей). Но какой бизнес при этом нужен – массовый или эксклюзивный?
У местной власти, признали некоторые участники встречи, нет заинтересованности в развитии бизнеса в нашем городе. Нет азарта. Может и потому, что их зарплата не зависит от количества созданных новых рабочих мест. Вроде бы и программы есть, но нет результатов. А, может, просто кому-то нужно, чтобы было только 5% предпринимателей, а не больше? Вот только кому?
С другой стороны, программу и план работы (развития) должны писать не только власть имущие. Но почему власть и общество за 20 лет после изменения страны эту программу так и не написали? Прозвучало мнение, что плохое качество управления досталось нам еще от советской власти: до сих пор нет критериев оценки работы чиновников, нет «того чиновника», с которым можно бы разговаривать терминологией бизнеса. Не так давно областная власть раздала миллиард рублей на субсидии бизнесменам, но разве кто-нибудь отчитался за эти деньги, разве с кого-то что-то спросили? Вообще, кто-либо анализировал результаты этого субсидирования?
Понятно, что администрация (как городская, так и районная) старается жить по букве закона или инструкции, то есть в рамках действующего законодательства и своей компетенции, – это тоже наследие советского времени. Где же критерии оценки бизнеса, критерии ответственности? Как определяются вопросы управления? Почему так ничего и не изменилось за 20 лет? Вопросов к концу встречи оказалось больше, чем было изначально…